Такие разные бургеры. Рынок фастфуда по-прежнему остается одним из самых популярных

Автор фото: Vostock-Photo

Рынок фастфуда в Петербурге по–прежнему остается одним из самых популярных в сфере общественного питания. И хоть тройка лидеров этого сегмента — McDonald’s, KFC и Burger King — не уступает свои места другим предприятиям быстрого сервиса, постепенно приходят иные концепции.

Тройка лучших

Современный ритм жизни и переход людей из домашней кухни в кафе и рестораны позволяют рынку общепита стремительно развиваться. В особенности это касается предприятий быстрого сервиса — самых доступных для среднестатистического потребителя. Как отмечает гендиректор информационного агентства INFOLineИван Федяков, индекс бигмака (разницы в цене за бигмак в McDonald’s в разных странах) в России самый низкий.
"Сети большой тройки — McDonald's, KFC и Burger King — стараются держать экстремально низкие цены и, понимая, что сейчас не лучшее время для зарабатывания прибыли, захватывать существенную долю рынка, — объясняет аналитик. — По прогнозам, в 2019–м показатели по темпу роста у McDonald’s в России будут выше, чем где–либо еще. Сейчас новый тренд — заведения fast casual, в их числе и бургерные более высокого ценового сегмента, они достаточно популярны, активно растут. Но я не верю, что кто–то сможет составить серьезную конкуренцию трем основным фастфудам на этом же рынке. На соседних — да, возможно, перетянут к себе за счет качества. Но фастфуды — это прежде всего технология, огромные инвестиции в товаропроводящую цепь, во все, что касается контроля качества".
С популярностью заокеанских фастфудов их аналоги стали появляться во многих странах мира и перекочевали в Россию. Так, финская сеть фастфуда Hesburger продолжает укреплять позиции на российском рынке и предлагать посетителям похожий ассортимент блюд в таком же ценовом сегменте. Однако знакомые каждому гамбургеры и картошка фри все чаще появляются в новом исполнении и качестве.

Фастфуд высокого ранга

"Крупные игроки продолжают держать первые места по объему выручки, но рынок фастфуда стремительно развивается и становится все более разнообразным, — замечает Руфина Фокина, коммерческий директор компании iiko, специализирующейся на автоматизации ресторанов. — Один из трендов — выход известных шеф–поваров на этот рынок. В результате все чаще появляются гастрономические фастфуды — заведения, где "фаст" является только сервис, а кухня и цены — на уровне традиционных ресторанов".
Одним из примеров совмещения форматов фастфуда и ресторана стала петербургская сеть ресторанов Ketch Up Burgers, открывшаяся в 2014–м и насчитывающая уже пять точек. Средний чек (без напитков) составляет порядка 800 рублей, что значительно превышает ценовую политику стандартных фастфуд–заведений, однако за эти деньги ресторан обещает посетителям высококачественные продукты, разнообразное меню и стильный интерьер.
Сеть бургерных "Бюро" также существует в Петербурге уже 5 лет — за это время открылось семь заведений в разных частях города. Цены схожи с Ketch Up, в меню представлены не только классические бургеры, но и, к примеру, бургеры с черносмородиновым вареньем, арахисовой пастой и беконом, а также позиции для вегетарианцев.
Этой же концепции, когда американский фастфуд становится не быстрым и достаточно вредным перекусом, а кухней для ценителей, придерживаются бургерные "Мясная лавка", Wave Burgers&More, Burger Lab, Grizzly Bar, "Краснодарский парень".

Везде и каждому

Другой тренд, по мнению Руфины Фокиной, — развитие концепций уличной еды, в том числе фуд–траки, которые кочуют по фестивалям и местам отдыха. "В этом направлении также большое разнообразие на самый разный вкус и кошелек, — рассказывает эксперт. — Все чаще открываются гастромаркеты, где продуктовые лавки соседствуют с заведениями общепита: там можно купить продукты и попросить из них себе что–нибудь приготовить. Наиболее жизнеспособны при этом те, кто с самого начала делает ставку на технологии, позволяющие максимально сократить затраты, — они обеспечивают себе ресурсы для быстрого роста. Что касается перспектив, доля новых форматов фастфуда в общем объеме рынка будет расти".
У фуд–трака "1–st. Food Factory" две точки в Петербурге: на Выборгском шоссе и Туристской улице. Несмотря на то что цена и скорость приготовления еды схожи с фастфудным форматом, качество, как отмечают создатели, на уровне полноценного ресторана: есть блюда на гриле и из дровяной печи. Таких передвижных кухонь в городе становится все больше, и своим посетителям они предлагают не только бургеры, хот–доги, шаверму и картофель фри, но и мексиканскую кухню, вегетарианскую еду, японские вафли и многое другое.
Помимо оригинальных концепций самой фастфуд–еды, появляются и новые форматы мест, в которых можно перекусить. "В некоторых проектах меняется принцип посадочной зоны, — отмечает исполнительный директор агентства Discovery Research Group Илья Ломакин. — Сейчас довольно широко применяется внутреннее зонирование пространства: вместо однотипного дизайна и мебели появляются разнообразные "острова" — высокие барные стулья и столы, небольшие столики, мягкая мебель". Такие фуд–холлы за этот год появились в ТРК "Сити Молл", ТРК "Галерея" и на Василеостровском рынке.