Учите правила и торгуйтесь. Потребительские заметки пользователя самолета и телефона

Автор фото: Vostock-Photo
Все ругают лоукостер "Победа" — я не буду. Многие ругают "МегаФон" — тут поддержу. Потому что эти бизнесы демонстрируют противоположные подходы к клиентам.
Про "Победу" скандалов больше. Набери "Победа" в поисковике — и на тебя обрушится море воплей про то, как отечественный лоукостер в очередной раз доказал свою нечеловеческую подлость. Последний из скандалов — про 57–летнюю тетю, которую не пустили на рейс "Победы", потому что у нее с собой была сумка, пакет с фруктами и игрушечный самолет. И все это вместе не влезало в калибратор ручной клади. Пока тетя что–то выкидывала из своих мешков, посадка закончилась, тетю не пустили на борт. И деньги за билет не вернули, потому что билеты "Победы" невозвратные.
А летела тетя на святое дело: чьи–то похороны. Тут, конечно, соцсети встрепенулись.
Потом выяснилось, что не на похороны тетя летела, но сути дела это не меняет, поскольку и так очевидно: алчный лоукостер издевается над пассажирами.
Личный опыт. Два раза пользовался "Победой". Опасался. Ожидал, что лоукостер что–нибудь выкинет, чтоб еще денег с меня содрать.
Если кто не летал "Победой", там все за деньги: выбрать место — плати. Хочешь сидеть рядом с коллегой — два раза плати. Багаж, понятно, платный. И за ручной кладью следят: чтобы деньги за перевес взять.
Это я заранее знал, потому что прочитал правила перевозки. Но народ в форумах писал про еще большие ужасы: что верхнюю одежду нельзя снимать — если пришел в шубе на борт, в ней и сиди до конца полета.
Проверяю на себе. Стойка регистрации, куча табличек, за что можно доплатить. Народ не доплачивает. Пытается "Победу" обхитрить — одну сумку в калибратор засунет, две другие за колонной прячет. Мне прятать ничего не надо: рюкзачок легко в калибратор проваливается.
На борту. Ужасы про шубу оказываются преувеличенными — можно раздеться до трусов (не пробовал) и положить снятое на полку. То есть у меня все неплохо — тихо сижу на выбранном мне лоукостером кресле, наблюдаю за скандалами. Скандалы про то, что народ не хочет сидеть на случайно выбранных местах. "Почему я не могу сидеть вместе с сыном? — Вы за это не заплатили. — Вы звери!"
Вывод: если знаешь, что тебя ждет, и не требуешь, чтобы людоедский лоукостер изменил под тебя свои людоедские правила, летать на "Победе" можно. Если не жмотиться, то даже комфортно.
Другая история — про "МегаФон". Я его давний клиент, ожидаю подвохов, тоже изучаю правила. Изучил, что теперь, если начнешь за границей пользоваться телефоном, "МегаФон" тебе тут же подключит опцию "Роуминг, гудбай". Отключить опцию нельзя. Ладно, думаю, хорошая опция, но в этот раз без нее обойдусь — и вырубил в телефоне "мобильные данные".
Прилетаю в Будапешт, в первый же день "МегаФон" сообщает, что с меня списаны 349 рублей. Надо же, думаю, какая неприятность, — наверное, плохо мобильные данные выключил. И продолжаю изучать венгерскую тоску по Великой Венгрии, "МегаФон" молчит, не беспокоит. Но напоследок сообщает, что он решил еще 349 рублей с меня списать. Тут уже сильно возмущаюсь.
Возвращаюсь, заказываю детализацию, общаюсь с "МегаФоном" в чате. Пишу, что с меня необоснованно списано 349 рублей 2 раза.
Робот "МегаФона": Вы хотите отключить мобильный интернет?
Я: Нет, я хочу написать жалобу.
Робот: Вы хотите узнать про мобильный интернет?
Я: Хочу жалобу.
Робот: Мы всегда вам рады! Если остались вопросы — пишите.
Переключаюсь на общение по телефону. Тоже робот. "Хотите узнать свой баланс? — Переключите на оператора. — Хотите узнать о своем тарифе?.."
Если бы не был так возмущен — бросил бы. Но проявил упорство. Живой специалист говорит, что деньги с меня списаны правильно, потому что я пользовался мобильным интернетом. Отвечаю, что объем трафика был в первом случае 64 килобайта, во втором — 13 килобайт. А это так мало, что не может быть сознательным выходом в сеть. Препираемся с живым специалистом. Хорошо, вдруг говорит этот живой, я могу вам вернуть половину суммы.
Значит, думаю, инструкция у них есть: на случай, если клиент долго сопротивляется, предложите ему половину. Требую вернуть все. Специалист говорит, что это может решить только начальство, но небыстро. Составляем жалобу.
Через 15 минут приходит сообщение: "Я рассмотрел ваше обращение. На ваш баланс зачислено 698 рублей. Приношу свои извинения…"
В общем, советы народу: первое — читайте правила, второе — соблюдайте правила, третье — будьте настойчивы. Совет бизнесу: честный людоед лучше нечестного.
Сергей Балуев главный редактор журнала "Город 812", специально для "ДП"