"Я" и другие. Выставка Альтхамера в Helsinki Art Museum

Автор фото: culture.pl

 

Выставка Павла Альтхамера "Я (есмь)" в Helsinki Art Museum невероятна, как все, что происходило в Европе на рубеже 1980–1990–х. Искусство Альтхамера заряжено свободой эпохи перемен, сделавшей наш мир таким, каким мы его знаем сегодня, хотя известным художником он стал позднее, в 2000–е и 2010–е. О распаде социалистической системы и конце холодной войны сейчас говорят по–разному. Для одних это рождение новой свободной Европы, для других — ностальгия по эпохе утопических идей. Какие бы ни были оценки, искусство, рожденное этим временем, знает ту волю, которой так не хватает нашему времени.
Альтхамер при этом не из тех, кто стал самим собой вне систем, как это случается в разгар революций. В начале 1990–х он окончил Варшавскую академию художеств, где учился на скульптора. Это художник, знающий свое ремесло, что в современном искусстве ценится чем дальше, тем больше, поскольку перформансистами и мучениками моды земля давно полнится. Карьера Альтхамера начиналась с разработки нового художественного языка: еще в студенчестве он стал заниматься перформансом и акционистским искусством. Этим и прославился.
Выставка в HAM рассказывает о его успехе. Успехе, слагавшемся из последовательного поиска самого себя тогда, когда у стран изменялись названия и границы, когда новости по TV напоминали абсурдистский фильм и никто не ведал, каким будет завтрашний день. Себя Альтхамер так и не нашел, зато увлек этими поисками многих.
В древнем Аахене он построил детскую катальную горку, едва отличимую от кафедры католического собора, а рядом установил памятник себе, непостижимому. В Берлине к 100–летию со дня рождения Эйнштейна полгода занимался со школьниками и научил их не тестам ЕГЭ, а тому, что ценит в жизни сам. Вместе с другим героем польского искусства Ежи Жмиевским снял серию фильмов о том, как с ним не смогли совладать ни экстрасенс, ни наркотики, ни хитроумные средства изменения сознания.
Искатель приключений и педагог, профессиональный скульптор и дитя свободы, духовидец и артист, звезда арта и выходец с заводской окраины Варшавы, Альтхамер убеждает нас в том, что искусству подвластно всё. Если искусство не знает пределов.
Станислав Савицкий, арт–критик