Карашаш Ногаева, Алексей Кумачев Все статьи автора
6 августа 2019, 10:29 9180

Вино за магнит. Как теневой алкорынок отнимает прибыль у ретейла в интернете

Фото: vostock-photo

На днях Минфин в очередной раз за последние два года отправил на доработку законопроект о разрешении продажи алкоголя и лекарств в интернете. Споры вокруг разрешения покупать алкоголь онлайн уже который год особо остро ведутся между Росалкогольрегулированием, Минздравом, Минфином и ретейлерами. Пока последние теряют прибыли и стараются мягко обойти закон, в России продолжает расти рынок незаконной торговли алкоголем онлайн, который, по последним данным, насчитывает 2,1 млрд рублей.

Изначально планировалось, что закон о продаже алкоголя в интернете вступит в силу во второй половине 2018 года, затем перенесли на 1 января 2019 года. В изначальном проекте закона разрешение на продажу алкоголя сначала должно было начать действовать для вина, шампанского, пива, сидра, медовухи и пуаре.

Соседи держат марку. Петербургские логисты ждут шанса заработать на маркировке алкоголя

Соседи держат марку. Петербургские логисты ждут шанса заработать на маркировке алкоголя

12507
Виктория Бабаева

Тем не менее законопроект все еще вызывает разногласия в правительстве. Например, по словам замминистра финансов Ильи Трунина, в кабмине считают, что разрешение продажи алкогольной продукции онлайн может привести к увеличению ее потребления. Пока все ожидания на возможность вступления законопроекта в силу вновь отодвинуты уже до 2020 года.

Миллиардные потери

Для рынка продуктового ретейла возможность продавать алкоголь в интернете предполагает значительный рост продаж. Подобная продукция и в офлайне традиционно пользуется постоянным спросом, а в условиях, когда потребители уже привыкли приобретать и получать нужные товары по клику, может приобрести стратегическое значение. Кроме того, среди россиян, если судить по данным интернет-сервисов, интерес к дистанционной покупке алкоголя только растет.

Так, по подсчетам Group-IB, в 2018 году по сравнению с предыдущим годом интерес к онлайн-покупке алкогольной продукции вырос более чем на 35%, о чем свидетельствует увеличение числа запросов в поисковиках по теме "Купить алкоголь". Спиртное с доставкой (запрос: "доставка алкоголя") интересовало на 30% больше пользователей, чем в прошлом году.

По данным сервиса Google Trends, поисковый запрос "доставка алкоголя" в июле 2019 года стал гораздо популярнее по сравнению с июлем 2018 года. Чаще всего доставку алкоголя на дом россияне искали в период новогодних праздников, с 30 декабря 2018 года по 5 января 2019 года. Больше всего покупкой алкоголя в интернете интересуются жители Якутии. Запрос "доставка алкоголя в СПб", по данным Google Trends, достиг пика своей популярности за год, как ни странно, в период с 14 по 20 июля 2019 года.

По данным сервиса "Яндекс Wordstat", только в июле 2019 года россияне искали "доставку алкоголя" более 43 тыс. раз, а фразу "доставка алкоголя на дом" вбивали в окно поиска более 11 тыс. раз. Более 8 тыс. раз россияне интересовались круглосуточной доставкой алкоголя и более 4 тыс. раз покупкой алкоголя в интернете ночью.

Минфин предложил легализовать продажу алкоголя через интернет с начала 2020 года

Минфин предложил легализовать продажу алкоголя через интернет с начала 2020 года

121

"Вообще для онлайна алкоголь — это жутко удобная вещь: его не надо выбирать тактильно, все его описание заключено в бутылку, которая сама по себе очень комфортный для логистики товар, несмотря на то что хрупкий. Упаковывается он в коробки. Плюс алкоголь дорогой. И эти все признаки выделяют этот товар среди остальных как очень удобный для дистанционной торговли", — отмечает сооснователь компании "ЦКБ42" Сергей Федоринов.

Тем не менее пока эта перспектива недоступна как для традиционных ретейлеров, имеющих свои онлайн-магазины, так и для маркетплейсов. Пока бизнес мягко обходит запрет, размещая на своих сайтах лишь витрину с ценами. Приобрести сам алкоголь можно уже только в точках офлайн-продаж.

Как отмечает, руководитель кластера РАЭК "Электронная коммерция" Иван Кургузов, речь идет не только о том, что бизнес теряет возможную прибыль с продажи алкогольной продукции, а в том, что потенциально при переходе в онлайн повышается доходность с каждого заказа, например, ретейлеру не нужно уже тратиться на лишнюю логистику.

По его словам, в России доля онлайн-продаж для непродовольственных товаров составляет почти 10%, а аналогичная доля продовольственных товаров — меньше 0,5%. При этом в развитых странах разрыв в такой ситуации может быть максимум вдвое. Причин тому несколько, и одна из них — отсутствие в доставляемом заказе от ретейлера алкоголя, считает эксперт. Именно поэтому потери от подобного запрета в первую очередь несут продуктовые ретейлеры.

"Я думаю, что правительство и особенно Минздрав опасаются, что это повредит общей политике на сокращение потребления алкоголя. В целом политика-то правильная. Но почему бы не разрешить в онлайне вот ровно все то же, что разрешено в офлайне? С точностью до запятой", — отметил он.

Генеральный директор "Infoline-Аналитика" Михаил Бурмистров оценил потери ретейла в этом сегменте в 2019 году как минимум в 7 млрд рублей: "В настоящее время средний чек в интернет-магазинах FMCG (товары повседневного спроса. — Ред.) варьируется в диапазоне от 3,2 тыс. до 5,6 тыс. рублей с НДС, а частота заказов составляет 2-4 раза в месяц. Снятие запрета на онлайн-продажи алкоголя позволило бы нарастить средний чек не менее чем на 20%, а в предпраздничные дни — на 30-40%. В 2018 году емкость рынка онлайн-продаж продовольственных товаров превысила 23 млрд рублей, а в 2019 году она вырастет примерно на 50%", — рассказал эксперт.

Проблемы онлайн-алковитрин

Тем не менее иногда, даже прямо не нарушая запрет, бизнес может наткнуться на юридические коллизии. В декабре 2018 года "Яндекс.Маркет" запустил собственный каталог алкогольной продукции — компания начала сотрудничество с дистрибьюторами L-wine, Simple, Drinx и "Винум". Изначально на онлайн-витрине было 13 магазинов, за время работы было добавлено еще восемь.

Уже в марте 2019 года каталогом алкогольной продукции на "Яндекс.Маркете" заинтересовались сотрудники Росалкогольрегулирования (РАР). По данным СМИ, ведомство выдало компании предостережение из-за размещения предложений о продаже спиртных напитков. Согласно КоАП, наказание за подобное нарушение составляет от 100 тыс. до 300 тыс. рублей. В мае представитель пресс-службы РАР заявил, что сервис устранил все нарушения.

Параллельно онлайн-алковитрину начала проверять Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Позже в ведомстве пояснили, что нарушений в работе "Яндекс.Маркета" нет. Антимонопольщики пояснили, что информация о продаже алкогольной продукции на сервисе представляет "справочные сведения" и не подпадает под закон "О рекламе".

Тестирование каталога с алкоголем планировали завершить в I квартале 2019-го. В пресс-службе сервиса пояснили dp.ru, что количество пользователей алкогольного раздела растет. "40% посетителей — это новые для маркета пользователи", — уточнили в компании.

"Правила дистанционной продажи товаров, которые в том числе касаются алкоголя, были приняты в далеком 2007 году и незначительно корректировались в 2012 году. В настоящий же момент грань между онлайн- и офлайн-продажей товаров достаточно размыта, и то, что на первый взгляд кажется дистанционной продажей, на самом деле может ей не являться, и наоборот", — отмечает юрист практики по интеллектуальной собственности и информационным технологиям компании "Качкин и партнеры" Андрей Алексейчук.

При этом к дистанционной продаже товаров относится торговля, при которой покупатель приобретает товар, руководствуясь исключительно его описанием, предоставленным продавцом, и не может ознакомиться с товаром до продажи, а получение товара возможно только курьером либо по почте. Получается, что алкоголь на онлайн-витринах размещать можно. Алексейчук добавил, что нарушением также не будет считаться онлайн-бронирование алкоголя, когда покупатель забирает и оплачивает товар в магазине.

"Продажа алкоголя в этом случае происходит в торговой точке, указанной в лицензии на продажу алкогольной продукции. Продавец имеет возможность проверить у покупателя возраст, а покупатель — изучить товар до момента его приобретения. Соблюдаются все запреты на продажу алкоголя в ночное время так же, как и при обычной продаже алкоголя. Кроме того, большинство ретейлеров прямо предупреждают потребителя, что размещенная у них на сайте информация не является рекламой или офертой, а при бронировании не заключается договора купли-продажи. Следовательно, ни нарушения, ни "обхода" закона с юридической точки зрения при предоставлении такой услуги нет", — отметил юрист.

Магнит в подарок

При этом в интернете можно встретить огромное количество сайтов, которые предлагают услуги доставки алкоголя на дом. При нажатии кнопки "купить" покупателя перенаправляют на страницу с номером телефона, позвонив на который клиент заказывает доставку. На некоторых сайтах стоимость алкоголя указывается не в рублях, а в баллах.

/
Купить фото
Alternate Text
Alternate Text

Корреспонденты dp.ru позвонили в один из "онлайн-магазинов", который продает алкоголь под видом сувенирной продукции. На сайте представлены виски, вино, пиво, коньяк, ром, шампанское, ликеры, джин и абсент. Кроме алкоголя на сайте можно купить сигареты, чипсы и презервативы — товары размещены в разделе "нужное".

"Весь представленный в каталоге подарков алкоголь предназначен исключительно для ознакомительных целей. Покупая сувениры, представленные подарки мы отдадим вам бесплатно!" — сказано на сайте (оставлено без изменений).

В "онлайн-магазине" рассказали, что доставка товара обойдется в 600 рублей. Курьер привезет алкоголь, а вместе с ним магнит. Всего в Петербурге работают семь доставщиков. Время ожидания составит 30-45 минут. Собеседник уточнил, что товар нельзя оплатить через банковский терминал, принимаются наличные, или деньги можно перевести, например, через "Сбербанк-онлайн".

Еще один ресурс, который изучил dp.ru, позиционирует себя как "закрытый винный сервис для двоих". На этом сайте покупатель может заказать винный сет для коллекционеров вина с доставкой.

В данном случае юрист Андрей Алексейчук наблюдает прямое нарушение законодательства: "Несмотря на то что лица, предоставляющие подобные услуги, всеми силами уверяют, что они осуществляют только "доставку" и выполняют исключительно курьерские функции, фактически складывающиеся между такими лицами и покупателем отношения являются дистанционной продажей товаров, поскольку фактическая передача алкогольной продукции и получения денег происходит вне определенной торговой точки. Покупатель, до того как ему непосредственно привезут товар, ознакомиться с ним не может и руководствуется исключительно описанием товара", — заключил Алексейчук.

Слова о росте незаконных онлайн-магазинов с алкоголем подтверждают данные исследования компании Group-IB. Так, по подсчетам компании, оборот теневого рынка продажи алкоголя в интернете в 2018 году достиг 2,1 млрд рублей, что на 23% больше, чем в предыдущем году. Незаконные ресурсы можно встретить везде — как на сайтах, так и в соцсетях. Так, в Telegram можно найти ботов и каналы по продаже алкоголя с доставкой на дом.

По словам руководителя департамента инновационной защиты бренда и интеллектуальной собственности Group-IB Андрея Бусаргина, в 2019 году черный рынок алкоголя начал уходить из соцсетей: “Несмотря на общую тенденцию снижения количества предложений о продаже алкоголя в 2019 году, мы видим, что практически исчезли предложения в социальных сетях, на большинстве досок объявлений их число также существенно уменьшилось — Group-IB ежемесячно блокирует десятки и сотни сайтов, занимающихся незаконной продажей спиртного в интернете”, — рассказал он.

Основные нарушения выявлены как раз на специализированных ресурсах, из которых 80-85% все еще используют различные схемы для обхода законодательства о запрете торговли алкоголем в интернете — схемы продажи сувениров — брелков, магнитов, табачных аксессуаров, в "подарок" к которым привозят спиртное.

"Алкоголь может продаваться во многих самых неожиданных местах, например через мобильные приложения, которые можно обнаружить даже в официальных магазинах", — обратил внимание эксперт.

/
Купить фото
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text

Конечный потребитель

Запрет на продажу алкоголя затрагивает не только ретейлеров, но и производителей алкогольной продукции. Так, к примеру, надежду на то, что алкоголь появится в интернете, лелеют в пивоваренной компании "Балтика": "Мы считаем, что в случае принятия законопроекта развитие дистанционных продаж в России будет отвечать общемировым тенденциям в этой области. Закон поможет навести порядок в интернете и перекрыть нелегальный канал, который сегодня уже существует: перевести его в правовое поле, создать понятные "правила игры", максимально эффективно настроить инструменты контроля", — рассказал Алексей Кедрин, вице-президент по работе с органами государственной власти и корпоративным отношениям региона Восточная Европа компании "Балтика".

По его мнению, важным условием для развития дистанционной торговли в России должно быть подключение к дистанционной продаже алкоголя не только сетевой розницы и общепита, но и компаний — агрегаторов заказов по доставке продуктов питания и готовой еды. Он подчеркнул, что в текущей версии подобные агрегаторы остаются в правовом вакууме, поскольку не имеют лицензий и оснований для включения в реестр.

Сооснователь компании "ЦКБ42" Сергей Федоринов считает, что при нынешних законодательных условиях производители алкоголя также несут массовые убытки: "Потому что у них всегда есть неизменное желание выйти напрямую на конечного потребителя. И современные информационные технологии очень этому способствуют. В том числе и с точки зрения организации единой глобальной витрины, где любые производители могут выкладывать свой товар, а любые покупатели могут его свободно выбирать, если он правильно и подробно описан, чтобы его можно было сравнивать с другой алкогольной продукцией".

Именно поэтому, считает бизнесмен, получили большое распространение сайты и сервисы, которые помогают рейтинговать напитки, например Vino di Vino: "Следующим шагом, как мне кажется, развития подобно рода сайтов будет как раз уже подключение производителей с одной стороны и клиентов, которые и так уже пользуются этим сайтом, с другой стороны. Вот тебе, собственно, глобальная площадка, которая в принципе ни от чего не зависит".

Президент "Азбуки Вкуса" Денис Сологуб отметил, что компания считает онлайн-продажу алкоголя перспективным направлением e-grocery (продажа товаров повседневного спроса).

"Запрет на продажу алкоголя онлайн изначально был введен из-за большого количества контрафактной продукции. Но сегодня ситуация существенным образом изменилась — повсеместно внедрен ЕГАИС, проконтролировать происхождение конкретной бутылки можно в момент продажи", — уточнил Сологуб.

В пресс-службе магазина "Красное&Белое" рассказали dp.ru, что легальный рынок алкоголя все еще несет убытки от нелегальных игроков.

"Мы считаем, что на сегодняшний день надо бороться с нелегальным алкоголем, который можно купить как онлайн, так и офлайн, несмотря на все запреты, которые существуют", — ответили в компании.

В "Азбуке Вкуса" уточнили, что только 3% клиентов просматривают каталог алкогольной продукции на сайте. Петербуржцы чаще всего интересуются винами — итальянскими и французскими.

“Алкоголь — высокoмаржинальный товар, — продолжает Сергей Федоринов. — В структуре выручки универсальной торговой сети офлайн алкоголь, включая пиво, может занимать порядка 20-30%, а в магазинах у дома и все 40%”.

С учетом бурного развития рынка интернет-торговли, оборот которого в 2018 году, по данным АКИТ, достиг 1,04 трлн рублей, потери для ретейлеров могут быть существенными, подчеркнул бизнесмен. Хотя при этом продовольственные товары занимают долю примерно 4–5% в общей структуре российского рынка интернет-торговли, но этот сегмент имеет большие перспективы роста. И по прогнозам, в ближайшие 4 года объем его в мире вырастет в 3 раза.

"Насколько большими будут потери ретейлеров от запрета, точно сказать сложно. Можно предположить, что в пределах от 5 до 15% упущенной выгоды", — заключил он.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама