"Все не так, как кажется" в музыкальных событиях этой недели.
На примерах ближайших концертов и фестивалей легко демонстрировать когнитивные искажения в восприятии иных музыкальных феноменов. Вот, к примеру, все думают, что VK Fest — это для глупых детишек, фестиваль Present Perfect — индустриальный рейв для буйных, а расхваленные критиками группы (или группы, вокруг которых как раз сейчас поднялся хайп) — это обязательно новые гении. "Все не так, как кажется", — приговаривают не только психологи, но и мы, простые смертные музыкальные обозреватели.
20 июля
Клуб Mod: Bicycles For Afghanistan
Названия иных групп бывают интереснее их творчества. То же подчас касается рецензий на это самое творчество. О московских "Велосипедах для Афганистана" маститые критики отзываются с впечатляющим энтузиазмом. "Медуза" пишет, что второй альбом группы "Пена дней" — это "замечательная постсоветская неоромантика", "Кольта" — что "тут активно черпают из колодца постпанковских 1980–х и становятся позитивнее, мелодичнее и прозрачнее", а The Village задаются риторическим вопросом: "Если тебя уважают коллеги и к ним примыкающие, то это ли не главное?" О, конечно, это главное. Во всем, кроме непосредственного прослушивания "Велосипедов" на их петербургском концерте. А таковое, как ни удивительно, не обещает открытий и катарсиса. Разве что в клубе прозвучит не простенький милый поп–рок "Пены дней", а совсем, совсем другие песни.
20-21 июля
Парк 300–летия Санкт–Петербурга: VK Fest
Прошли те времена, когда суперфест отечественной суперсоцсети был посвящен исключительно музыке для малышей. Конечно, и на пятый VK Fest можно безбоязненно отпускать юных фанатов Ольги Бузовой, Тимы Белорусских или Клавы Коки. Но сопровождающим их взрослым лицам тоже будет чем заняться.
В лайнапе двух дней значатся артисты, которые в этом году колесят по самым респектабельным фестивалям: от Little Big до "ЛАУД", от Монеточки до Дианы Арбениной. В спикерах на полянке блогеров — Леонид Парфенов, Тина Канделаки, Александр Роднянский. В зоне "Паблики" окопается, к примеру, Лентач. Где–то неподалеку расположится шоурум Высшей школы экономики. А в зоне виртуальной реальности нам предлагается посмотреть на мир глазами человека с расстройством аутистического спектра и вообще незрячего человека. Это как минимум.
24 июля
Клуб Hi–Hat: группа "Альянс"
Бывают все–таки чудеса. Выложил Олег Парастаев давно забытую видеосъемку (отчего–то называемую клипом) песенки "На заре" 1987 года в интернет, и вдруг… Гром грянул, все перекрестились, и одна из древнейших, советских еще рок–групп "Альянс" оказалась просто нарасхват, как в лучшие времена. Заслуженные рокеры на радостях уже и новый альбом записали (спустя 18 лет после предыдущего), он символично называется "Хочу летать". Не стоит думать, что в новых песнях есть свежесть той стародавней умилительной попытки покачаться на волне new wave, да и вообще какая–нибудь свежесть. Но засвидетельствовать почтение героям дня все–таки можно.
26 июля
Клуб Mod: группа "Кассиопея"
Белорусская электро–поп–рок–группа, конечно, не может похвастаться долгожительством "Альянса", но тоже уже не ребенок, как раз празднует свое 18–летие. В придурковатых песнях "Кассиопеи", изрядно похожих на театральные капустники (не зря все–таки лидер коллектива — профессиональный актер), при желании можно поискать абсурдистское ерничанье НОМа или модное научно–фантастическое ретро класса DIY. В конце нулевых московские модники так и делали — издавалась "Кассиопея" на лейбле "Снегири", группа выступала у Андрея Бартенева, а ее продюсеру присудили весьма почетную премию "Степной волк". С тех пор слава коллектива слегка увяла, хотя себе белорусы не изменили ни разу. Все те же смешные куплеты, дикие театральные костюмы и детский угар на сцене.
26-27 июля
"Севкабель": Present Perfect Festival
Основатели одного из самых крупных электронных фестивалей Петербурга в юности любили техно, а теперь старательно пытаются расширить границы восприятия — и своего, и слушательского. В нынешнем году в лайнапе особенно много живых, к тому же весьма неординарных выступлений. Начать хоть с явления заслуженных бразильских боса–нова–джазистов Azymuth. Продолжить веселенькими петербургскими шугейзерами Pinkshinyultrablast или отрядом этно–кенийцев из Глазго под предводительством продюсера Auntie Flo. По–хорошему, конечно, стоит начать с открывающего фест выступления великолепных мудрецов–берлинцев Modeselektor с новым альбомом и визуальным шоу, перечислить звезд диджейско–продюсерского цеха (коих легион), намекнуть на целую серию афтерпати, образовательную программу и невиданные еще локации, но мы ограничимся констатацией очевидного факта: основатели фестиваля Present Perfect давно не пользуются терминами "техно" или "хаус", называя предмет своей деятельности просто "современным искусством". С каждым годом они становятся все более правы.