Три мероприятия одним прекрасным днем.
Интересный наблюдается эффект: этим летом большие open air приобретают эдакую этническую патину. Видимо, все дело в оттенках зеленого: растительность, скромно, но настойчиво зеленеющая на фоне бледных петербургских небес, автоматически навевает мысли о возвышенном и земном, вершках и корешках, корнях и традициях. А так и до всевозможного этно недалеко. Как минимум два фестиваля подтверждают немудрящую теорию в ближайшие выходные. Ну и еще кое–кто.
Елагин остров: фестиваль "Усадьба Jazz"
Не джазом единым жив человек: эту максиму организаторы знатного московско–петербургского open air усвоили прочно, начинают с Optimistica Orchestra Евгения Федорова, а заканчивают "Сплином", в приджазованности вовсе не замеченным (зато со скрипками и прочими unplugged–примочками, изобретаемыми специально ради "усадебного" выступления). Самое интересное, как водится, в начинке этого пирога. Прошу не опаздывать слишком сильно: в 16:30 начинается выступление британско–бахрейнской трубачки Яз Ахмед (Yazz Ahmed). Психоделический арабский джаз — так называют ее опусы западные критики. Однако если понимать психоделию как красочный поток подсознания, неподвластный аналитическому уму, то этого нет в помине ни в прославленном альбоме 2017 года La Saboteuse, ни в только что вышедшем послесловии к нему A Shoal of Souls. А есть абсолютно западная музыкальная осознанность, точный расчет, виртуозная техника: традиционные арабские мелодии и ритмы Яз Ахмед не приукрашивает, а присваивает, пронзительная чистота ее трубы парадоксально смягчается прохладцей вибрафона. Не зря все–таки она и с Radiohead записывается.
В 18:00 на одну из двух "усадебных" сцен выйдет еще один новейший джазовый герой — барабанщик из Чикаго Макайя МакКрейвен (Makaya McCraven), и его тоже нельзя не услышать. У сына венгерской фолк–певицы проявилась страсть к американскому фолку XXI века — хип–хопу. Его сочинения часто звучат как биты к непрочитанным речитативам, но какие! Хитроумные, сбивающие с толку, а то сбивающиеся с "качающего" грува на яростный импровизационный монолог — особенно энергичный в новейшем альбоме Universal Beings, который премудрая группа Макайи МакКрейвена к нам и везет. Окружают умников знакомые все лица — кубинская дива Омара Портуондо, наш ультра–балалаечник Алексей Архиповский, Sunsay, Константин Хазанович. Кстати, будут и младые незнакомые (пока) — дети — победители "усадебного" конкурса.
Дворцовая площадь: фестиваль "Петербург Live"
Предприятие крупнейшей промоутерской компании NCA по природе своей всегда тяготело к рокерам. Они праздновали юбилеи Ленинградского рок–клуба, Цоя и Высоцкого, перепевая классику. Но что–то случилось, и теперь организаторы ударились в популярное этно с рокерским и джазовым уклоном. Начнут с бодрых молдаван Zdob si Zdub, закончат концертом Пелагеи. Между этими двумя полюсами — замечательные петербургские девушки "Ива Нова", московская джаз–дива Тина Кузнецова со своим коллективом Zventa Sventana, заслуженная Марина Капуро, попсовые "После 11". Вход, заметьте, бесплатный.
"Яани Кирик": Такахиро Кидо и Юки Мурата
За японские национальные мотивы в ближайшую субботу отвечают кинокомпозитор и пианистка, которых привозит удивительное агентство "Неоклассика". Промоутеры назвались в честь широко распространившегося в народе стиля, который скорее стоило бы окрестить "вырождающимся минимализмом". Это когда классико–романтические паттерны бездумно переливаются из пустого в порожнее, авторы не чувствуют себя обязанными следовать ни классико–романтическим, ни современным правилам композиции, зато слушатель отдыхает душой: чего–чего, а напрягаться ему не дают ни за какие коврижки. Такахиро Кидо весьма поднаторел в этом "неоклассическом" искусстве — недаром ему и киномузыку, и рекламные саундтреки заказывают в немыслимых количествах. Его супруга, соратник по группе Anoice, пианистка Юки Мурата склонна к воздушным импровизациям на японские этно–лады — сладкие, как девчачьи аниме. Любителям — рекомендую.