В Петербурге до недавних пор жилые комплексы строились в большинстве своем с минимумом озеленения, что вызывало недовольство как общества, так и урбанистов. Новостройки проигрывали даже позднесоветским и хрущевским кварталам с их обилием деревьев в каждом дворе. Но сейчас ситуация начала налаживаться — все больше девелоперов анонсируют в рамках своих проектов создание больших парков для жителей. "Деловой Петербург" рассказывает, каким может быть современный парк в новых кварталах и почему нынешним градостроителям стоит обращать внимание на опыт своих предшественников.
Продолжение традиций
Пока из всех заявленных крупных парков появился только один — он открылся в октябре прошлого года на территории микрорайона "Солнечный город", который строит на юго-западе города компания Setl Group.
Несмотря на то что в Петербурге сады и парки исторически устраивались при усадьбах, храмах или общественных учреждениях, примеры, когда их создавали на частные средства, есть. Так, в 1864-1866 годах по инициативе купца Степана Овсянникова был разбит сквер у мытного двора. Проживавший поблизости меценат открыл его для жителей прилегающих кварталов и содержал за свой счет. Сегодня сквер носит имя Николая Чернышевского и является объектом культурного наследия.
Другой пример — сквер на углу Греческого проспекта и улицы Некрасова. В 1882 году домовладельцы и жители прилегающего района Пески направили властям прошение о дозволении устроить его там на собственные средства. Разрешение было получено, и спустя 3 года Греческий сквер торжественно открыли для посещения. По сей день он является излюбленным местом отдыха жителей Песков, а также гостей центра Петербурга. После реконструкции десятилетней давности облик зеленой зоны максимально приблизили к историческому.
Как рассказал "ДП" краевед Александр Тупеко, парк в "Солнечном городе" продолжает еще одну старую городскую традицию. Издавна на дачных и усадебных окраинах создавались целые ожерелья садов и парков, переходящих из одного в другой. Яркий тому пример — Петергофская дорога, которая как раз проходит близ участка новой застройки. Еще с петровских времен вдоль тракта представители столичной знати строили себе дачи и устраивали сады для прогулок.
"В годы войны большинство строений были утрачены, а соседствующие зеленые зоны превратились в протяженный парк с прудами и живописным рельефом. Один из наиболее хорошо сохранившихся уголков этого парка находится как раз в 15-20 минутах неспешной ходьбы от “Солнечного города", — рассказывает краевед. — Он носит название Новознаменка. Там находится усадебный дом XVIII века в стиле барокко, чуть поодаль — более поздний Готический дом".
Время диктует правила
Старинный парк, безусловно, подходит для спокойных прогулок, но время вносит свои требования и коррективы, новые зоны отдыха должны приобретать дополнительный функционал. Как рассказал "ДП" генеральный директор SIMMETRIA Architectural Bureau Александр Стругач, парки, как и другие новейшие общественные пространства, стремятся к модели смешанного использования.
"Хороший современный парк как бы произрастает из структуры благоустройства города в целом, он в идеале должен обеспечивать присутствие целого комплекса разных функциональных зон", — объяснил архитектор.
Из новых: общие экоплощадки, благоустроенные территории для игр и занятий с домашними животными, пространства с уличными тренажерами, тематические зоны, контактные зоопарки и места для занятия водными видами спорта, аудитории под открытым небом и так далее.
В парке "Солнечного города" соблюдены многие из перечисленных требований: обустроена площадь для фестивалей и ярмарок, беговые дорожки, детский городок, спортивные площадки и площадка для дрессировки собак.
По словам Александра Стругача, самый важный при создании современного городского парка фактор — его продуманное включение в систему развития города в целом. Тогда есть шанс, что он не окажется искусственным изолированным объектом, поддерживать который в надлежащем состоянии будет очень сложно.
Прислушаться к опыту мэтров
Строительство "Солнечного города" как раз явилось примером развития Красносельского района Петербурга. Как рассказал Александр Тупеко, с 1930-х годов за усадебными парками появились первые жилые дома поселка совхоза "Пролетарский труд". В послевоенное время началась застройка Сосновой поляны. Своеобразной ее границей стал знаменитый "дом-змея" — здание из блок-секций "домов-кораблей", вытянувшееся на 800 метров по кривой. Затейливая форма продиктована элементами ландшафта: дворы "змеи" богато озеленены, среди деревьев плещутся озерца.
Как объяснил Александр Стругач, в советское время неоднократно предлагалась модель, которая должна была воспроизводить единство и целостность зеленого каркаса города. Предполагалось, что многоэтажные дома в городе должны свободно стоять в масштабном едином озелененном пространстве. Нет заборов и изолированных участков, нет барьеров и препятствий — можно свободно перемещаться в единой благоустроенной среде, где равномерно расставлены в пешеходной доступности детские сады, школы и учреждения обслуживания.
"Малая единица такого пространства — благоустроенный двор, большая — лесопарк или парк культуры и отдыха, соединительные элементы каркаса — бульвары и аллеи, набережные и площади, — говорит архитектор. — Таким образом, по сравнению с новейшими ЖК, где все заасфальтировано, заполнено автопарковками, деревья почти отсутствуют по определению, а кроме того — кругом стоят заборы, — советские микрорайоны выглядят чуть ли не подлинными городами-садами".
"Солнечный город" во многом унаследовал приемы советских градостроителей, с поправкой на современные потребности. Во-первых, в рамках проекта было решено удлинить до ЖК проспект Ветеранов — одну из главных магистралей района, соединив новые кварталы со старыми давно сложившейся магистралью. Во-вторых, этажность не столь велика. Застройка из двенадцатиэтажных зданий со светлыми фасадами не сильно обгоняет по высоте "дома-корабли" и как будто "подыгрывает" им в градостроительной симфонии. Также отдельное внимание девелопер придал озеленению дворов, свободных от парковок.
В советское время ни один микрорайон не строился без садиков и школ, и все они находились максимально близко к дому. Setl Group также использует эти полезные советские градостроительные принципы: в "Солнечном городе" построены и работают уже два муниципальных детсада, рассчитанные на 440 малышей, школа на 1375 ребят, строится еще одна школа и один садик.
"Проектировщикам сейчас стоило бы начать внимательно анализировать советский опыт и делать соответствующие выводы", — резюмирует Александр Стругач.
Рассказ о жилом комплексе "Солнечный город" продолжает серию публикаций на сайте dp.ru, посвященных жилым комплексам Setl Group. В этом году холдинг отмечает 25-летие, за годы его работы на рынке недвижимости построено более 200 жилых домов. Мы выбрали из них 25 наиболее примечательных объектов — как строящихся, так и уже построенных, — которые оказали влияние на развитие города в целом, на формирование городской среды.