Почти сюрреалист. Ретроспектива Роберто Матта в Эрмитаже

Автор фото: hermitagemuseum.org

 

Сюрреализм в России как будто моден, причем еще с советских времен. Не так давно редкая интеллигентская домашняя библиотека обходилась без альбома Сальвадора Дали. "Андалузский пес" и "Золотой век", на время съемок которых пришлись дружба и ссора Дали и Бунюэля, тоже входят в джентльменский набор того, о чем подобает свое мнение иметь. Правда, этим наши знания о сюрреалистах и ограничиваются. Хотя Андре Бретон, Филипп Супо и ранний Луи Арагон были переведены на русский после перестройки, читают их, конечно, единицы. Да ведь и по–французски читать их по вкусу специалистам либо любителям авангарда. Ну а репрезентативных выставок сюрреалистов, с завидной регулярностью проходящих в Европе и США, у нас была, если с натяжкой округлить, парочка.
Ретроспектива Роберто Матта в Главштабе, несомненно, событие. Да еще столь масштабная: почти сотня работ (все из американских коллекций). Чилиец по месту рождения, испанец, баск и француз по крови, Матта был гражданином мира. Он жил в Англии, Испании, Италии, США и Франции, причем искусство его удивительным образом было кстати везде, куда бы он ни приехал. Строго говоря, он, конечно, не только сюрреалист, или сюрреалист со своим путем в искусстве. Достаточно сказать, что помимо Бретона, который во многом помог Матта на первых порах, в его судьбе принял участие Ле Корбюзье. Матта не считал себя исключительно адептом сюрреализма, тогда как Бретон, лидер движения, был неспособен долго сотрудничать с коллегами по цеху. Безусловно, многое, чем Матта известен в искусстве, носит отпечаток общения с Бретоном или с менее известным у нас Ивом Танги. Однако также в значительной степени на него повлияла эзотерическая доктрина Петра Успенского — идея о "четвертом измерении", которая стала основой его художественного опыта. Круг его знакомств был чрезвычайно широк: Алвар Аалто, Федерико Гарсиа Лорка, Рене Магритт, Генри Мур и др. Эмигрировать в Нью–Йорк из фашистской Европы его напутствовал сам Дюшан. Так что пусть нам до сих пор не везет с выставкой о сюрреалистах, зато к нам привезли художника, которого по праву причисляют к членам движения, но любят не только за это.
Станислав Савицкий, арт–критик