Петербургская сеть мобильной торговли "Месье Патиссье" покинула улицы города из–за отказа Смольного продлевать договор размещения объектов. Ранее в сети работало 19 заведений.
Старейшая сеть автолавок Петербурга "Месье Патиссье" приостановила работу из–за отказа в пролонгации договора на размещение магазинов на колесах комитетом имущественных отношений. Об этом "ДП" сообщил владелец компании Юрий Хононов.
Предприниматель уточнил, что отсутствие автолавок на улицах Петербурга не означает смерть бизнеса: помимо передвижных торговых точек в сети по–прежнему действует шесть стационарных мини–пекарен и кафе, а также собственное производство выпечки. Ранее в городе работали 19 автолавок "Месье Патиссье". Выручка предприятий, по данным базы СПАРК, в 2017 году составила 2,1 млн рублей, а в 2016 году достигала 35,9 млн рублей.
От магазина до автолавки
"Месье Патиссье" на петербургском рынке с 1998 года и вместе с компанией "Буше", появившейся годом позже, они считаются старейшими производителями выпечки в городе.
Как уже писал "ДП", история началась с того, что Юрий Хононов, бывший врач–стоматолог, вместе с партнером в 1993 году открыл продуктовый магазин и организовал компанию по оптовой торговле продуктами питания. Спустя 5 лет после старта бизнесмен запустил производство замороженной хлебобулочной продукции и открыл первую точку продаж — киоск возле станции метро "Звездная".
Сделав ставку на пассажиров подземки и сотрудников метрополитена, предприниматель смог масштабировать бизнес. Вскоре нестационарные торговые объекты с пирожками дополнили мобильные точки сети "Месье Патиссье".
Успеть доставить
Помимо "Месье Патиссье" на рынке автолавок города работают компании "Лен Регион Продукт", ТД "Титан", "Быстроежка", "Танита Фиш" и другие. Объем легального рынка петербургской торговли с колес игроки оценивают в 1 млрд рублей. Однако представители бизнес–сообщества заверяют, что по–прежнему часть автолавок работает вне закона. Таким образом, реальный объем рынка может достигать 5,5 млрд рублей.
Осенью КИО впервые разрешил передвижным лавкам участвовать в конкурсе на получение мест под торговлю. Ранее участки распределялись согласно очереди. Но в результате организованные комитетом торги на два земельных участка, на Ленинском пр. и Варшавской ул., не состоялись. "На один участок была подана одна заявка, и конкурс был признан несостоявшимся. На другой — три заявки, по двум из которых предприниматели не предоставили необходимые документы, подтверждающие их статус производителей. В итоге аукцион также был признан несостоявшимся. Торги будут проводиться вновь", — прокомментировала результаты первых конкурсов представитель КИО Оксана Шульга.
"Автолавки в развитых городах Европы позволяют торговать производителям продуктов, — считает Алексей Третьяков, председатель Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка. — В Нюрнберге, например, у фермера от места торговли до хозяйства дорога занимает 15 минут езды, поэтому он успевает собрать утром урожай, приехать и распродать его, пока он свежий. В Ленинградской области подобный формат практически невозможен: продукты доставляются слишком долго". Эксперт полагает, что мобильные торговые объекты появились в городе как дополнение стационарной торговле, но при этом автолавка — это шаг назад, поскольку "у нее отсутствует подключение к коммуникациям и продавцу элементарно негде помыть руки".
Сложности с размещением автолавок побудили предпринимателей, работающих в общепите, попробовать себя в стрит–ретейле. Мест для этого в городе достаточно. "В Кудрово, например, проживает уже около 340 тыс. человек, и их тоже нужно обслуживать", — делится наблюдениями Станислав Боков, сооснователь кофейни Coffee 3.
В Петербурге сейчас под размещение автолавок определено 139 мест.