Ленобласть разбили на три зоны, для каждой из которых выберут подрядчика по перевозке отходов на полигоны. Единый мусорный оператор выделил на транспортировку почти 3 млрд рублей. Компании без крупного автопарка и машин с ГЛОНАСС до тендеров не допустят. Участники рынка жалуются на излишнее укрупнение лотов.
АО "Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области" приступило к поиску перевозчиков, которые займутся транспортировкой отходов на полигоны в 2019 году. Для выбора подрядчиков объявлено три конкурса. Победившие в аукционах компании получат более 2,7 млрд рублей. Соответствующая информация появилась на сайте госзакупок.
Как сообщили dp.ru в регоператоре, закупку разделили на три части в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами. В документе заложен географический принцип утилизации накопившегося мусора, по такой же системе будут работать перевозчики. Желающих заключить контракт заранее предупредили, что без внушительного автопарка и материально-технической базы дел с ними иметь не будут. Участники рынка между тем жалуются на укрупнение лотов и слишком высокий порог банковских гарантий, необходимых для допуска к тендерам.
Тройной клуб
Сначала единый оператор выберет перевозчика для северо-западной и центральной части региона: Выборгского, Приозерского, Всеволожского и Кировского районов. Начальная стоимость этого лота установлена в размере 985 млн рублей. За эти деньги необходимо будет вывезти 300 тыс. тонн груза. В 716 млн рублей оценили работы на восточных окраинах Ленобласти: Бокситогорском, Волховском, Киришском, Лодейнопольском, Подпорожском и Тихвинском районах. В них суммарно необходимо собрать около 123 тыс. тонн отходов.
Самый крупный тендер, на 1 млрд рублей, разыграют между компаниями, в зону ответственности которых войдут юго-западные районы: Гатчинский, Ломоносовский, Тосненский, Волосовский, Кингисеппский, Сланцевский, Лужский, а также Сосновоборский городской округ. В данных локациях на полигоны отправят 290 тыс. тонн мусора.
Как указано в технической документации, срок действия договоров продлится с января по декабрь 2019 года. Твердые коммунальные отходы (ТКО) необходимо забирать непосредственно с мест их накопления, после чего перевозить на обработку и утилизацию. В перечне специальных площадок несколько наименований: мусоросортировочные комплексы на полигоне в Волхове, Подпорожье, Лепсари, Приозерске и под Гатчиной, станция перегруза в Лодейном Поле и Сосновом Бору, сортировка ООО "Лель-Эко", АО "Чистый город", ООО "Благоустройство-2", ООО "Эко Плант", ООО "Эко Лэнд", ООО "Профспецтранс", ООО "ЛОЭК", ООО "Авто Беркут", ЗАО "Промотходы", ООО "Полигон ТБО", ООО "РАСЭМ" и ЗАО "Интернейшнл Пейпер".
По одному из требований заказчика исполнители контракта должны владеть мусоровозами, способными перевозить не менее 792 тонн отходов в сутки на юго-западе, не менее 820 в северо-западной части и 336 — в восточной. Машины обязательно необходимо оснастить спутниковой системой отслеживания "ГЛОНАСС".
В АО "Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области" пояснили dp.ru, что три лота объединяют технологические зоны, утвержденные территориальной схемой обращения с отходами. С осени нынешнего года, как пояснили в организации, со стороны компании и властей региона проводился детальный и глубокий анализ рынка. Одновременно проходили выездные совещания по всем 18 районам Ленобласти.
Региональный оператор подчеркивает, что заинтересован в добросовестных транспортных компаниях, которые будут соблюдать условия, отраженные в конкурсной документации. В частности, речь идет о достаточной материально-технической базе, наличии лицензии и прочих требованиях. Цель регионального оператора в этом процессе — налаживание и выстраивание эффективной работы всех участников сферы обращения с отходами: не только перевозчиков, но и образователей отходов (юридических и физических лиц), а также операторов (полигоны ТБО).
Начальник управления Ленинградской области по организации и контролю деятельности по обращению с отходами Николай Борисов и генеральный директор регоператора Николай Хасиев действительно проводили объезды по районам и вносили ясность в вопросы сбора и транспортировки мусора. Отчеты об этих событиях опубликованы на сайтах муниципалитетов. Борисов и Хасиев заверяют, что транспортные фирмы не смогут устанавливать произвольные цены на вывоз мусора, тариф для населения по всей области будет одинаковым.
"В первые месяцы работы регоператор будет ориентироваться на установленную ранее периодичность вывоза мусора с территорий. К весне будут проведены мероприятия по оптимизации сбора и транспортировки с целью повышения эффективности работы", — рассказали в администрации Выборгского района об итогах совещания.
Непомерные запросы
Участники мусорного рынка выражают опасения о переделе бизнеса, связанного с транспортировкой отходов. По мнению директора компании "Эко-Точка" Евгения Крылова, организаций, которые реально вывозят отходы и могли бы самостоятельно справиться с объемом даже по одному лоту, нет ни в Петербурге, ни в Ленинградской области.
"Договариваться на субподряд времени не будет. Размер обеспечения заявки непомерно высок, но это полбеды — теоретически можно попробовать занять в банке, но обеспечение исполнения контракта в виде банковской гарантии и стоить будет немерено, и простым смертным ее не получить", — сетует Крылов.
Представитель рынка высказал предположение, что аукционы могли быть организованы под определенных исполнителей и при желании их легко оспорить. "Регоператор никогда не сформирует четкого технического задания — условия конкурса, на основании которых производится расчет затрат, плотности отходов, количества и объема контейнеров, графика обслуживания, доступа на полигон и МСК. Вопросов без ответов масса. Оспаривать можно годами. Только вопрос, зачем и кому это надо", — говорит собеседник "ДП".
Напомним, единым оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ленобласти было определено АО "Управляющая компания по обращению с отходами Ленинградской области". Организация, как сообщал "ДП", на четверть принадлежит правительству региона, остальными активами владеют структуры, близкие к банку "Санкт–Петербург". Итоги конкурсы подвели в апреле 2018 года, сумма контракта составила 25 млрд рублей. В соответствии с соглашением к полномочиям регоператора на 10-летний срок были отнесены сбор, транспортировка, обработка, утилизация, обезвреживание и захоронение мусора самостоятельно или с привлечением третьих лиц.
До 1 января 2019 года деятельность регионального оператора и всех участников мусорного рынка от собственников отходов до собственников полигонов начали связывать типовыми договорами. Комитет по тарифам и ценовой политике Ленобласти утвердил тариф на услуги регоператора на 2019 год в размере 4728 рублей за тонну без НДС. Предполагается, что до двух третей вырученной в итоге суммы пойдут на сбор и транспортировку, остальное — на обработку и размещение отходов.