Озолотить удачливых инвесторов в пятницу помог альткоин Ripple (по–английски "рябь"), который за 24 часа взлетел на 77%.
На биткоин–фронте без перемен
Один из главных "быков" криптовалютного рынка — глава Galaxy Digital Майк Новограц заявил, что курс поднимется до $8 800–10 000 к концу года. "Биткоин удержал отметку $6 000, вновь зарекомендовав себя в качестве средства сбережения капитала. Крупные игроки классического мира финансов интенсивно выстраивают инфраструктуру для работы с криптовалютами. Я полагаю, что ближайшие 3–6 месяцев станут абсолютно ясным сигналом для крупных инвестиционных и частных пенсионных фондов, чтобы начать вкладывать в криптовалюты", — рассказал Новограц в эфире CNBC.
Еще недавно в той же студии разные эксперты обещали и $20 тыc., и $50 тыс. И даже $100 тыс. — правда, в конце прошлого декабря.
Вообще–то поводы для распродаж на этой неделе тоже были. Японская биржа ZAIF подверглась хакерской атаке, украдены криптовалюты на сумму порядка $60 млн. Держателям денег все компенсируют, но прецедент для сверхнадежной технологии блокчейн неприятный. Медлят с решением по ETF–фондам и американцы, что разочаровывает участников рынка.
"Фундаментальных причин для роста биткоина в краткосрочной перспективе нет. Во–первых, весь рынок сейчас ожидает решения SEC по ETF на биткоин от CBOE 30 сентября. Но на прошлой неделе SEC отклонил ETF от VanEck и обратился к криптосообществу за комментариями и оценками, то есть у комиссии недостаточно информации для принятия взвешенного решения. Согласно регламенту SEC может отложить решение по ETF еще 2 раза: до 29 декабря 2018 года и до 4 марта 2019 года. По нашему мнению, SEC воспользуется своим правом и перенесет решение как минимум на декабрь", — рассказал "ДП" эксперт компании Zichain Данил Яковлев.
Who is Mr. Ripple?
Зато главным героем недели стала криптовалюта Ripple (XRP), которая в пятницу взлетела на 77% и вырвалась на второе место по капитализации, вытеснив серьезно ослабевший из–за охлаждения рынка ICO эфир. Триумф не продлился долго, да и на второй строчке он уже бывал в январе, но все–таки такие бешеные скачки на криптовалютном рынке его специалисты давно не видели и даже по ним скучали, а потому новость стала самой обсуждаемой.
Как объясняет Данил Яковлев, монета попала в идеальный шторм. Американская корпорация PNC заявила о начале использования системы Ripple для приема трансграничных транзакций. Одновременно YouТube и Wikipedia тестируют платформу для монетизации контента, которая будет использовать токены XRP. И еще, похоже, удалось убедить американские власти, что Ripple — это не ценная бумага, что до сих пор препятствовало листингу монеты на крупнейшей бирже Coinbase. В результате с $0,27 ее стоимость выросла до $0,7, то есть более чем в 2,5 раза. После чего курс закономерно скорректировался. На момент написания публикации за эту криптовалюту давали уже $0,45.
Интереснее всего то, что Ripple — на самом деле не совсем криптовалюта. Эта система была создана для облегчения трансграничных операций и своей популярностью обязана не эфемерному хайпу, а совершенно конкретным контрактам, заключенным с мировыми финансовыми гигантами. Здесь нет майнеров, все токены уже выпущены — 100 млрд штук, из них лишь 38 млрд находятся в обороте. В общем, своего рода криптовалюта–полукровка. Все это, однако, не уберегло XRP сперва от взлета выше $3 за токен (в начале 2018 года), а затем — от десятикратного падения цены.
"Чтобы было понятнее: Ripple ближе к PayPal, чем к Bitcoin. Ripple для текущей финансовой системы даже интереснее, чем криптовалюты, потому что он к ней ближе и понятнее. По сути, системой управляет команда Ripple Labs. Есть воможность замораживать средства клиентов, транзакционная пропускная способность выше, чем у большинства криптовалют. Они пытаются убедить общество, что это надежное децентрализованное решение, но исследования показывают, что уровень децентрализации там сильно ниже, чем хотят показать разработчики", — говорит основатель Bits.Media Иван Тихонов.
Получается, что, пока биткоин и эфир решают внутренние проблемы (они работают медленно и не годятся для частых трансакций), Ripple тестирует партнерства с традиционными платежными системами, в том числе с American Express и MoneyGram, обещая им ускорить и удешевить расчеты. "Фактически Ripple захватывал ту нишу, в которой позиции биткоина слабее всего", — говорит аналитик ГК "ФИНАМ" Леонид Делицын.
Венесуэльское поле экспериментов
Кстати, о расчетах в криптовалюте. Венесуэла превратилась в настоящую песочницу по использованию крипты в государственных целях. Проект EL PETRO — единственной криптовалюты, обеспеченной материальными активами, а именно венесуэльской нефтью, — запустили в конце 2017 года. Президент страны Николас Мадуро заявлял, что токенами будут платить зарплаты бюджетникам, помогут бездомным, а все банки обязал принимать ее к оплате.
Новый поворот: уже с 1 октября национальная криптовалюта El Petro будет введена в оборот для совершения платежей в международной торговле. Проблема в том, что, согласно последнему отчету Reuters, государственная криптовалюта существует только в СМИ. Ни один магазин в Венесуэле в настоящее время не принимает Petro, а жители если и держат деньги в крипте, то предпочитают биткоин. В общем, получилось типичное ICO–разочарование, "скам" в государственных масштабах.
Жаль, если так, конечно. Ведь за криптоэкспериментами Мадуро следил весь просвещенный мир: Иран, Северная Корея, Зимбабве… Ну и Россия, конечно. У нас ведь хорошо выучили, что в мире санкций и торговых войн сани лучше готовить летом.