Область без столицы

Земли Ленобласти традиционно используются для транзита и размещения промышленных предприятий. Эти отрасли и задают вектор развития местной экономики.

За 2017 год в Ленобласти инвестиции в основной капитал выросли на 19%, до 388 млрд рублей. Это единственный несырьевой регион в России, который показывает такую высокую динамику привлечения инвестиций.
Область во многом развивается за счет своего удачного географического положения. Транзитный статус позволяет выстраивать логистические цепочки, строить морские терминалы, заводы СПГ, склады для хранения экспортных и импортируемых товаров и оборудования.
Среди новых инвестпроектов самый масштабный — развитие промышленно–транспортного узла под Высоцком. Сразу два инвестора, "Газпром" и "Криогаз–Высоцк" (совладельцы ПАО "НОВАТЭК" и АО "Газпромбанк") строят заводы по сжижению природного газа и портовые мощности для их транспортировки. Общая стоимость этих проектов превышает 180 млрд рублей.
Под Приморском за 86 млрд рублей проектируется (вдобавок к уже существующим мощностям по перевалке нефти и нефтепродуктов) многофункциональный порт с заявляемой мощностью 100 млн т. Это вдвое больше, чем сейчас перегружает порт Петербурга.
В 2017 году компанией с самой большой выручкой (72 млрд рублей) стало АО "Филип Моррис Ижора", производящее сигареты. В этом году там завершается установка нового оборудования по выпуску стиков для электронного устройства iQOS за 2,5 млрд рублей.
Второе крупнейшее предприятие региона — Киришский нефтеперерабатывающий завод (выручка — 62 млрд рублей), принадлежащий "Сургутнефтегазу". В прошлом году "Кинеф" вложил 15 млрд рублей в новое оборудование.
Активно развивается Объединенная вагоностроительная компания (ОВК) Александра Несиса. В 2016 году она построила за 7,2 млрд рублей в Тихвине новый завод по производству специализированных вагонов — "Тихвинспецмаш". Это уже третье предприятие ОВК в регионе. Крупнейшее из них — Тихвинский вагоностроительный завод с выручкой в размере 50 млрд рублей за 2017 год.
В мае в Ленобласти открылось совместное предприятие Siemens и "Силовых машин" по производству и обслуживанию энергетического оборудования. Инвестиции в проект — более 700 млн рублей. По соседству финская Tikkurila приступила к строительству завода по выпуску красок за 2,5 млрд рублей.
В свое время 47–й регион стал пионером в размещении иностранных автосборочных производств. Сейчас, несмотря на все еще большие объемы выпуска, завод Ford во Всеволожске уступает позиции петербургским автозаводам.