Стравинскому бы понравилось. Ольга Комок о XX фестивале современного танца Open Look

Автор фото: Руслан Шамуков/ТАСС
Автор фото: Руслан Шамуков/ТАСС
Двадцать лет — юбилей, говорящий сам за себя. Такую круглую дату сейчас празднуют многочисленные дети лихих 1990–х, независимые и нетривиальные культурные институции, у которых хватило идейного запала и пороху, чтобы дожить до наших дней.
Двадцатый международный фестиваль современного танца Open Look праздновать юбилей прямо–таки не хочет: ни выставки старых афиш, ни ретроспективных программ, ни даже торжественного вечера с речами, цветами и подарками.
В расписании нынешнего фестиваля — только то, что сгодится на будущее. Оставив профессионалам разбор мастер–классов и разговоры на круглом столе о наболевшем — о том, как современному танцу в России жить следующие 20 лет, — займемся тем, что доступно широкому зрителю, и пройдемся по датам. 14 августа фестиваль откроется самой что ни на есть популистской акцией: спектакль Мастерской Дмитрия Брусникина "Лес" совершенно бесплатно увидят все, кто вовремя, до 18:30, займет местечко на ступенях ТЮЗа. Философский трактат о храме природы, в котором легко потеряться и пропасть, разыграется с помощью музыки, пения и пластики, которую демонстрируют недавние студенты, а теперь — известные на всю страну мастера на все руки и ноги.
Перебить сильное впечатление смогут только спектакли южнокорейской Korea National Contemporary Dance Company "Рассуждения о "Весне Священной" и "Образ Розы" (ТЮЗ, 20:00). На мой непросвещенный вкус, эти диалоги с отцами хореографии XX века — Стравинским, Нижинским и Фокиным — сражают даже не танцами, а музыкой. Современные опусы композитора Ра Есон для корейских национальных инструментов — мощное звуковое оружие. Стравинскому бы понравилось.
15 августа на Новой сцене Александринского театра русский день. Фестиваль представляет собственную премьеру — постановку своего бывшего танцовщика (а ныне — артиста труппы Пины Бауш) Олега Степанова "внейтрино", тактильно–интерактивное действо москвички Катрин Решетниковой "Со–прикосновение", работы патриарха петербургского танца модерн Саши Кукина, а также "Зов начала" из Казани, в котором танец сплавлен с татарскими народными песнями.
16 августа — после продолжения российской темы в Александринке (Константин Матулевский и Софья Гайдукова "Вселенная DQ. Вырабатывая эндорфины" плюс петербургская воспитанница "Каннон Данса" Ксения Михеева с "Грозой") надо к 21:00 добежать до сада Юсуповского дворца на Мойке.
Израильская Vertigo Dance Company устраивает оупен–эйр: "Рождение Феникса" — это что–то немыслимое под куполом из бамбуковых шестов с водой, огнем, землей, ветром и обзором в 360 градусов, что вызвало фурор еще в 2011 году.
С тех давних пор руководитель Open Look Вадим Каспаров мечтал привезти спектакль в Петербург — и вот наконец свершилось.
17 августа — первый из двух Годо фестиваля, которого ожидает Валерия Каспарова под руководством Ксении Михеевой. Челябинский театр современного танца с "Картоном", body mantra из Польши, "Душа № 2" из Нидерландов и "Камилла" (которая Клодель) Анны Гарафеевой дополняют букет танцевальных новелл.
18 августа, в день закрытия Open Look, наоборот, только блокбастеры плюс Teachers’ Gala (святое для своих). Вадим Каспаров полагает, что британский дуэт Humanhood ждет большая мировая карьера, и ловит их на взлете, пока не началось.
Правда, на спектакль Zero в 17:00 все равно билетов уже нет. Вроде бы есть пока на второго фестивального Годо театра "Балет Москва" (Новая сцена Александринского театра, 19:00) и известный — только не в Петербурге — суперперформанс театра АХЕ вместе с польским театром KANA "Заполнение пробелов".
Грузовые контейнеры для спектакля в нужном количестве есть только в Музее стрит–арта (где поблизости расположилась и собственная площадка АХЕ) — на шоссе Революции надо как–то успеть к 21:00. Ну, если до того успеть еще и билеты раздобыть.