11:0210 июля 201811:02
1415просмотров
11:0210 июля 2018
В Евросоюзе (ЕС) обсуждают стимуляцию повторного использования пластика, а в России вводят понятие биоразлагаемых материалов. До полного перехода на экоупаковку далеко.
Уровень ответственности за отходы растет. "В последнее время растет число покупателей, которые отказываются брать продукцию в полиэтиленовых пакетах, приходят со своими сумками. Бывало, даже просили завернуть мясо в бумагу", — рассказывает владелец молочной фермы и магазинов "Это у нас семейное".
В ЕС идет обсуждение стратегии снижения количества полимерных отходов к 2025 году на 10 млн т. В российском законе пока даже нет понятия экологичной упаковки. "Правильнее говорить об использовании упаковки, которая впоследствии может быть переработана", — рассказывает Петр Бобровский, председатель технического комитета по стандартизации № 223 "Упаковка" Росстандарта.
Заметили экоупаковку
В этом году в России вступит в силу межгосударственный ГОСТ, который устанавливает методы оценки оксо–биодеградации полимерных пленок. Оксо–биоразлагаемая упаковка — единственный вид такой упаковки из пластика, на которую с прошлого года действует стандарт ГОСТ 33747–2016 "Оксо–биоразлагаемая упаковка. Общие технические условия". В самом свежем распоряжении правительства № 202, принятом в 2015 году (обновлялось в 2016–м и в 2018–м) "Об утверждении перечня упаковки, из которой образуются отходы, представленные биоразлагаемыми материалами", речь идет только о бумажной и картонной упаковке.
Это постановление принято для реализации программы льгот, введенных с 2014 года федеральным законом № 458. Согласно закону, если упаковка товара, подлежащего утилизации, произведена из вторичного сырья, к нормативу утилизации применяется понижающий коэффициент, рассчитываемый как разница между единицей и долей вторичного сырья, использованного при производстве указанной упаковки.
Их бизнес — еда
Крупные производители о массовом переходе на экологичную упаковку не говорят. "Мы, как часть финского холдинга, против избыточного потребления", — говорит Елена Мельникова, директор по маркетингу ООО "Лейпуриен Тукку". Однако, по ее словам, со стороны клиентов запросы на полный отказ от пластиковой упаковки единичны и связаны скорее с имиджем. "Большинству производств важнее сохранность продуктов в упаковке, пусть и менее экологичной", — говорит Елена Мельникова. С ней согласны в КО "Любимый край": "Важнейшими характеристиками упаковки является сохранность продукта и удобство его потребления. В первую очередь сам потребитель не готов к отказу от привычных вещей".
Производители продуктов питания и не должны самостоятельно заниматься упаковкой, убежден Петр Бобровский: "Их бизнес — производство еды, а не обращение с отходами". Он подчеркивает, что нужно стимулировать совместную работу всех звеньев над стандартами на новые виды упаковки, вводить льготы для упаковки из вторсырья, создавать систему сбора отходов.
Danone в прошлом году снизил вес ПЭТ–преформы (сырье для пластиковой упаковки) на 20%. Цель компании — довести долю вторсырья в своей ПЭТ–преформе до 30% к 2020 году. "Мы считаем, что гораздо эффективнее отказов и запретов наладить раздельный сбор и переработку отходов упаковки с их последующим использованием в производстве новой упаковки", — подчеркивают в Danone.
Заплатить за экологию
Помимо непродуманного законодательства переходу на перерабатываемые виды упаковки препятствует их дороговизна. По данным КО "Любимый край", себестоимость упаковок из бумаги и картона, которые завод сейчас рассматривает, выше пластика примерно в 2 раза.
Более высокая стоимость тары однозначно ляжет на плечи покупателей, предупреждают предприниматели. "Альтернативы пластику пока нет, за исключением стеклянной тары, но она дороже для производителя, а соответственно, будет расти и стоимость продукта", — говорит Леонид Цой.
По оценке "Любимого края", речь идет о росте стоимости конечного продукта на 10%. "Стеклянная тара примерно на 30% дороже, чем пластиковая, но стоимость продукта меняется не так сильно. Условно, если молоко в пластиковой бутылке стоит 50 рублей, то в стекле будет стоить 53 рубля", — приводит схожие данные Сергей Остапов, владелец фермы–сыроварни "Деревня". Он обращает внимание на то, что некоторые торговые сети отказываются брать молоко в стеклянной бутылке: "Наши партнеры объяснили, что покупатели не хотят носить тяжелые бутылки".
Петр Бобровский отказ от полимерной упаковки называет шагом в прошлое: "Масса товаров исчезнет с рынка, другие станут опасны. Во что упаковывать различные жидкости? В стекло? Но оно разлагается столетиями, его логистика дороже, а травмоопасность выше".
"Разговоров насчет экологичной упаковки было много, но в основном это частные инициативы на самом низком уровне, мы в начале пути", — говорит Дмитрий Илюхин, гендиректор компании "Национальная экологическая система". По его мнению, было бы неплохо начать хотя бы с простых вопросов, например с раздельного сбора мусора или с закона, обязывающего производителей перерабатывать пластиковую тару самостоятельно.