На смену обычному двухколесному транспорту приходят аналоги с электрическим мотором. Игроки и эксперты рынка отмечают рост продаж электросамокатов на 50%. Первые прокатные станции могут появиться в городе уже этим летом.
С наступлением летнего сезона немало петербуржцев традиционно пересаживаются на двухколесный транспорт. При этом все большую популярность завоевывают средства передвижения с электрическим двигателем: е–байки, электросамокаты, гироскутеры и пр. Как заявляют ретейлеры и производители велотранспорта, продажи этих товаров с начала года выросли почти на 50%. Наибольший интерес покупатели проявляют к велотранспорту с приставкой "электро", несмотря на то что он практически в 2–3 раза дороже обычного.
На смену велосипедам
По словам Сергея Маеренко, управляющего спортивного магазина "Кант" в Петербурге, сейчас доля электротранспорта занимает менее 1% от продаж компании, тем не менее спрос на эту категорию начал активно расти в 2018 году, а для е–байков и электросамокатов теперь выделяют самые выгодные места в магазине. "Идет период апробации: пока потребители с осторожностью относятся к новинке, хотя продажи уже выросли более чем на 50%", — комментирует Сергей Маеренко.
Пока что невелика доля продаж электротранспорта и в компании "ВелоДрайв" — также менее 1%, однако владелец компании Кирилл Остапенко считает, что это временное явление. "Думаю, в ближайшие 5 лет доля их продаж вырастет до 10–20% — активно растет спрос на сегвеи, гироскутеры и особенно электросамокаты", — комментирует предприниматель, — ведь меняется городская среда, появляются велодорожки, изменяется и поведение потребителя спортивных товаров". Всего компания продает 15 тыс. велосипедов, самокатов и пр. в год.
При этом увеличение спроса на самокаты с электротягой и аккумулятором признают практически все опрошенные компании. "Сначала это был просто новый гаджет, привлекающий своей необычностью. Но сейчас в мире прослеживается устойчивый растущий интерес к альтернативным способам передвижения, и Россия не исключение", — прокомментировали в компании Electra, которая занимается производством велосипедов и электровелосипедов, занимающих до 15% от годовых продаж предприятия.
Дорогие колеса
Как отмечают эксперты, в Петербурге электросамокаты производят компании Shulz, Elbikе.Кроме того, в магазинах можно встретить такие бренды, как Jack Hot, Pat Rover и другие. В основном электросамокаты изготавливают в Китае.
По словам Александра Иванова, основателя бренда складных велосипедов Shulz, пробную партию электросамокатов он продал в 2017 году. Но уже в 2018 году, по словам бизнесмена, их продажи выросли в 2 раза. "Сейчас у нас есть две модели электросамокатов, и мы намерены расширять модельный ряд", — рассказывает Александр Иванов.
Производители отмечают, что чаще электросамокаты приобретают ради развлечения. "В основном для людей это возможность выделиться среди других. Они более прогрессивные", — отмечает Сергей Маеренко. В среднем по рынку цена обычного самоката достигает 5 тыс. рублей, тогда как электросамокат может стоить 15–20 тыс. рублей.
Арендовать и поехать
С точки зрения экспертов, в будущем тренд на электросамокаты может выгодно повлиять на инфраструктуру города. К примеру, помимо велопрокатов в Петербурге могут появиться и станции аренды электросамокатов. Такой проект под названием "Делисамокат" начал работу в мае в Москве. По словам Дениса Медведева, операционного директора "Делисамоката", организация уже заручилась согласием Смольного, планируя также запустить сервис в Петербурге. Первые прокатные станции могут появиться в городе уже этим летом. "Велосипед удобен далеко не всем, ведь есть ограничения, касающиеся правил дорожного движения. А человек на самокате — это пешеход", — комментирует Денис Медведев.
По данным Wordstat.yandex, в марте 2018 года количество поисковых запросов по слову "электросамокат" в Петербурге и Ленобласти составляло 46,2 тыс., а в апреле 2018–го оно выросло до 161 тыс. По прогнозам агентства Navigant Research, продажи электровелосипедов вырастут с $15,7 млрд в 2016 году до $24,4 млрд к 2025 году.