Как небольшие производители молока борются со снижением цен на свое сырье

Автор фото: Сергей Ермохин
Автор фото: Сергей Ермохин

Молочные хозяйства инвестируют в создание цехов по переработке собственного сырья. Это позволяет компаниям не зависеть от переработчиков молока.

АО "Культура–Агро" в этом году запустило цех по переработке молока мощностью 3 тонны продукции в сутки. Инвестиции в проект составили более 5 млн рублей.
Запуск нового производства позволяет компании выпускать пастеризованное молоко и творог из своего сырья. Рассматривается также вопрос о производстве сыра и другой кисломолочной продукции.
Как сообщили на предприятии, новая продукция будет продаваться в первую очередь в Тихвинском районе, где находится хозяйство. Поскольку объемы производства небольшие, выходить с ними в крупные торговые сети нет смысла, отмечают специалисты.
"Культура–Агро" считается крупным хозяйством в Тихвинском районе. Общее поголовье крупного рогатого скота здесь составляет 1900 голов. В день общие надои достигают 14 тонн молока. Оборот за 2016 год составил 159 млн рублей (за 2017 год отчетности пока нет). По данным СПАРК, компания принадлежит группе предпринимателей, среди которых Ирина Фомина, супруга сенатора от правительства Ленобласти и экс–главы администрации Тихвинского района Игоря Фомина. Она владеет 2% компании, а также 25% акций в ООО "Торговый дом "Культура–Агро".

Тенденция рынка

Завод по переработке собственного молока также строит АО "Всеволожское". Как сообщил заместитель гендиректора компании Максим Ветчинников, завод планируется запустить до конца 2018 года. Новое производство создается на базе молкомбината, который много лет назад работал в Разметелево. В проект будет вложено 80 млн рублей. Новый завод будет перерабатывать 15–20 тонн продукции в сутки и выпускать кисломолочные продукты и сыр.
Молоко собственного производства также перерабатывает ГК "Лосево", АО "Красноозерное", ЗАО "Приневское".
Участники рынка говорят о том, что создание собственного производства снижает риски для бизнеса. "Производить готовую молочную продукцию из собственного сырья выгодно, это логичная диверсификация бизнеса. Но при этом стоит помнить, что все–таки производство молочных продуктов — другой бизнес, отличный от производства молока", — говорит Андрей Голохвастов, генеральный директор ООО "Агриконсалт". Кроме того, встает вопрос о том, чтобы эффективно продать товар. По словам Андрея Голохвастова, если речь идет о небольшом молочном хозяйстве, то, скорее всего, продукция может успешно продаваться в пределах "своего" района. Если у компании нет конкурентов в лице локальных производителей, завоевать часть рынка вполне реально при хорошем сочетании цены и качества, добавляет он.
"Конкуренция на рынке молочной продукции очень высока, и производителю нужно продумать маркетинговую политику, возможно, разработать торговую марку", — говорит Максим Ветчинников.

Дешевое молоко

Переработка собственного молока также становится особенно актуальной из–за того, что перерабатывающие заводы снижают закупочные цены на сырье. Так, с начала года заводы "Галактика", PepsiCo и Danone снизили закупочные цены примерно на 2 рубля — с 28 до 25,9 рубля за 1 л молока.
В настоящее время рентабельность производства составляет около 10%. При создании собственного перерабатывающего цеха или завода она может повыситься до 20%, подсчитали эксперты. Между тем молзаводы прогнозируют снижение цен в ближайшее время еще на 2 рубля. Ситуация на рынке критическая, и в выигрыше останется тот, у кого есть своя переработка, считает Леонид Цой, совладелец сети фермерских магазинов "Это у нас семейное".
Хозяйства Ленобласти за прошлый год произвели 632 тыс. тонн молока, что на 17 тыс. тонн больше, чем в 2016 году.