"Коммерсант": сверхзвуковой "Ту-160" может оказаться по карману только арабским шейхам

Автор фото: Global Look Press

   

Гражданский сверхзвуковой самолет, который призвал создать на базе стратегического бомбардировщика "Ту-160" Владимир Путин, может оказаться штучным бизнес-джетом для арабских шейхов, сообщает газета "Коммерсант" в пятницу, 26 января.
Источник издания в отрасли сообщил, что в зависимости от компоновки такой самолет обойдется заказчику в $140-150 млн. По словам источника, скоростные достоинства самолета теряются на фоне расходов на его заправку и обслуживание. "Всего несколько компаний в мире могут себе позволить содержать и, что важнее, постоянно эксплуатировать хотя бы пару таких самолетов. Речь скорее пойдет о частном лице или даже группе лиц из дружественных стран, у которых в жизни уже все есть и которые за ценой не постоят", — заявил источник издания.
Собеседник издания в авиапроме отметил, что для переустройства военного самолета в гражданский нужно снять все вооружение, убрать бомболюк и частично переделать систему управления, в том числе, возможно, крыло. Другими словами, иностранный заказчик не должен получить ни один из компонентов, которые подпадают под секретность.
Эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко заявил изданию, что реализовать идею создания сверхзвукового самолета можно только там, где для нее есть рынок. "А рынков всего два: либо рейс от Нью-Йорка до Лос-Анджелеса, чтобы в короткие сроки добраться до побережья, либо Абу-Даби — Париж, чтобы арабские шейхи смогли поскорее прилететь на зачистку всей Galeries Lafayette", — сказал эксперт.
Заместитель главы "Туполева" Валерий Солозобов напомнил, что интерес к гражданской версии "Ту-160" проявляли арабский шейх, миллионер из Австралии и "далеко не бедный житель Греции". В ноябре 2017 года он отмечал, что эти просьбы не удовлетворяются.
Источники издания в авиапроме напомнили также, что миллионеры пытались заказать у России такие самолеты еще в 2000-х, но до сих пор ни один подобный проект не выжил. Основная причина состояла в том, что производство этих самолетов было развернуто еще в СССР, после его распада авиапром занимался лишь поддержанием летной годности и модернизацией машин. Военные же списывать годный самолет, входящий в "ядерную триаду", не хотели.
"Ту-160" — сверхзвуковой стратегический бомбардировщик с крылатыми ракетами, которые могут оснащаться ядерными боеголовками. Впервые "Ту-160" принял участие в боевых действиях в ноябре 2015 года, выпустив крылатые ракеты Х-555 и Х-101 по объектам "Исламского государства" (ИГ, запрещено в РФ). Сейчас на вооружении ВКС России находится 16 "Ту-160". В мае 2015 года Путин поручил возобновить производство и выпустить до 2020 года не менее 50 таких самолетов.
Советский сверхзвуковой пассажирский самолет "Ту-144" был разработан КБ Туполева в 1960-е годы, одновременно с британско-французским "Конкордом", вторым в мире самолетом подобного типа. В 1973 году самолет "Ту-144" №77102 разбился во время показательного полета на авиасалоне в Ле Бурже (Франция), погибли шесть членов экипажа и восемь человек на земле. После этого международные рейсы этого лайнера отменили.