Владимир Путин сравнил Ленина в мавзолее с мощами святых и объяснил, что кодекс строителей коммунизма — выдержка из Библии. Это не первая попытка увязать ностальгию по советским временам с нынешним курсом на православие, но, учитывая значимость высказавшегося лица, она может многое изменить.
В документальном фильме "Валаам", вышедшем на днях на телеканале "Россия 1", Владимир Путин сделал ряд неожиданных заявлений. Во-первых, президент высказался о захоронении тела Ленина, да еще как высказался — сравнил тело вождя революции с мощами святых.
"Ленина положили в мавзолей — чем это отличается от мощей святых для православных, да просто для христиан? Мне говорят: "Нет, в христианском мире нет такой традиции". Как же нет? На Афон поезжайте, посмотрите, там мощи святые есть, да и здесь тоже святые мощи Сергия и Германа", — объяснил Владимир Путин.
Кроме того, он рассказал, что большевики и вовсе не придумали ничего нового, а все позаимствовали из Библии.
"Коммунистическая идеология — очень сродни христианству на самом деле. Свобода, братство, равенство, справедливость — это же все заложено в Священном писании, это все там есть. А кодекс строителей коммунизма? Это сублимация, это примитивная выдержка из Библии, ничего там нового не придумали", — отметил президент.
С учетом крайне непростых отношений советской власти с религией попытки увязать одно и другое могут выглядеть несколько удивительно. Но если увязать все-таки получится, то это сразу решит множество вопросов. Все-таки официальная позиция власти относительно советского периода давно выглядит максимально размыто. С одной стороны, обсуждение ритуального убийства Николая II и его семьи, а также "беспощадный слом миллионов человеческих судеб" (такую оценку дал Владимир Путин событиям 1917 года), с другой — постоянно проскальзывающая ностальгия по советскому прошлому и сожаления о том, как иностранные "партнеры" развалили СССР (об этом не так давно напоминала Мария Захарова). В какой момент созданное государство, сломившее миллионы судеб, вдруг превратилось в страну, о распаде которой стоит сожалеть, мало кто понимал. Как вяжется светлая ностальгия по советскому времени с нынешним курсом на православие — тоже неясно. Налицо какое-то противоречие. Но тут как раз накануне выборов, когда обижать кого-то совсем некстати, президент снисходительно поясняет, что никаких противоречий нет. Дескать, и в советские времена страна жила по христианским заветам, просто никто об этом не догадывался.
Первый из коммунистов
Мысль, зеркальную той, что высказал недавно Владимир Путин, уже несколько раз озвучил лидер КПРФ Геннадий Зюганов. В последнее время он едва ли не ежегодно заявлял, что первым коммунистом был Иисус Христос. Так, в 2016 году Зюганов напомнил об этом во время обсуждения отмены первомайских демонстраций из-за Пасхи. Тогда он заметил, что "удивительный и прекрасный" христианский праздник нисколько не противоречит солидарности трудящихся". В декабре 2017 глава КПРФ, на этот раз возмутившись заявлением Трампа о том, что США поставили коммунизм на колени, опять повторил: первым коммунистом на планете был Иисус Христос. Кстати, после выхода фильма, в котором о единстве христианства и коммунизма говорит Владимир Путин, в КПРФ снова напомнили о высказывании своего лидера.
Рождество на Советской
Но что бы там многократно ни повторял Зюганов, к высказываниям первого лица государства все-таки принято относиться куда с большим пиететом. Ну и если президент говорит, что не стоит противопоставлять православные ценности коммунизму, то, стало быть, и с заменой советских названий тоже стоит быть осторожнее. Вот в отношении Советских улиц, которые в соответствии с рекомендациями Топонимической комиссии стоит переименовать в Рождественские, решили не принимать радикальных мер, и Георгий Полтавченко благосклонно отнесся к предложению депутата городского Законодательного собрания Алексея Цивилева вывешивать на домах таблички с обоими названиями.