Когда в России закончится многовековое иго коррупции

 

Международный день борьбы с коррупцией, 9 декабря, пришелся на субботу. Но выходной день не повод опускать руки. Поэтому вчера, в понедельник, Торгово–промышленная палата РФ провела всероссийскую интерактивную акцию, приуроченную ко Дню борьбы с коррупцией. В акции поучаствовало изрядное количество политиков, чиновников, правоохранителей и бизнесменов. Самым ярким и обильно цитируемым оказалось, как водится, выступление лидера ЛДПР Владимира Жириновского. Он предложил запретить давать взятки "в родильном доме, в детском саду, в школе, в вузе, в парикмахерской", а также чаевые официантам. Как будто государство когда–либо разрешало подобные поборы.
Обычай умасливать представителей власти подарками, по мнению экспрессивного политика, берет свое начало во времена татаро–монгольского ига, когда любое обращение к хану сопровождалось подарком. Получается, что явление это чуждо русскому народу и обусловлено тлетворным влиянием извне.
Часто приходится слышать, в том числе и от бизнесменов, что, мол, сама по себе коррупция — не бог весть какое зло. Много веков в отношениях граждан и бизнеса с властью действует принцип "не подмажешь — не поедешь", и общество как–то существует, а временами даже процветает. Проблема лишь в том, что отдельные чиновники слишком жадничают, то есть берут не по чину, и тем самым рушат устои. По этой же логике, наверное, лет двести назад крепостные хвалили барина за то, что он приказывал сечь провинившихся не до смерти, а только до крови.
Бизнес–омбудсмен Борис Титов полгода назад приводил данные опросов, из которых следовало, что для предпринимателей коррупция далеко не на первом месте среди проблем. Вчера же он объявил, что только 24% бизнесменов утверждают, что не дают взяток из принципиальных соображений. Вероятно, если бы их вдруг стало 74%, ситуация с коррупцией поменялась бы радикально.
Но только стоит ли надеяться на рост самосознания взяткодателей? Крепостное право ушло в прошлое по решению царя, осознавшего, что рабский труд препятствует прогрессу. Возможно, и коррупцию ждет та же участь.