"Ростелеком" продаст имущество по голландской схеме

Автор фото: Андрей Фёдоров
Вице–президент «Ростелекома» Дмитрий Куракин много лет работал в имущественном блоке Смольного. Теперь он планирует оптимизировать схему по обращению с непрофильным имуществом в «Ростелекоме».

Корпорация "Ростелеком" в следующем году будет продавать имущество со скидкой до 50%, так как по рыночной цене продать здания–памятники в Петербурге невозможно.

Корпорация "Ростелеком", которая уже 5 лет безуспешно пытается продать исторические здания в центре Петербурга, задумалась о смене стратегии. Вице–президент "Ростелекома" Дмитрий Куракин, который много лет был чиновником имущественного блока Смольного, на днях заявил, что возможна продажа активов корпорации по голландской схеме — на понижение цены до 30–50% от стартовой.
Эксперты считают этот шаг оправданным, поскольку исторические объекты в центре Петербурга на фоне кризиса и градостроительных ужесточений продаются крайне плохо. За последние 5 лет в центре города было продано всего четыре объекта культурного наследия. Активность инвесторов сдерживают обременения КГИОП, а также стоимость таких проектов, которая традиционно на 30–40% выше стоимости обычного строительства.

Голландская перспектива

О том, что "Ростелеком" меняет схему продажи ключевых объектов недвижимости в Петербурге из–за низкого спроса на них, "ДП" сообщили источники, близкие к корпорации. По их данным, два аукциона по ключевым объектам недвижимости "Ростелекома" в Петербурге (на Почтамтской улице, 15Б, и Большой Морской улице, 28), которые должны были состояться до конца года, будут отменены. "Желающих выложить за каждый из особняков по 0,5 млрд рублей не нашлось. Они слишком переоценены", — говорит собеседник "ДП".
В Российском аукционном доме, который готовил торги, информацию об их отмене подтвердили.
В самом "Ростелекоме" сообщили, что "работают над наиболее оптимальным решением задачи". Ранее вице–президент "Ростелекома" Дмитрий Куракин заявлял, что проблема реализации непрофильного имущества корпорации налицо.
"Процесс идет медленно. Рынок трудный, а недвижимость наша неформатная. При этом цены на нее высокие, а мы сами недостаточно гибкие", — признал он на недавней пресс–конференции в Москве и высказался за изменение стратегии. "Я люблю голландские аукционы. Считаю их эффективными, хотя их итог порой оказывается на 30–50% ниже старта. Но это адекватная цена, по которой заключаются сделки", — заявил он.
Решение о продаже имущества госкорпорации по новой схеме, по данным источников "ДП", будет принято до конца года.
В собственности российской телекоммуникационной корпорации "Ростелеком" более 9 млн м2 недвижимости (20 тыс. объектов) оценочной стоимостью около $1 млрд. Из них 1,3 млн м2 принадлежит северо–западному филиалу корпорации. В текущем году компания выставляла на торги в Петербурге имущество почти на 2 млрд рублей. Но продать пока удалось только один небольшой объект за 41 млн рублей.

Памятник — не надо

Эксперты говорят, что идея голландского аукциона оправданна. "Здания "Ростелекома" на самом деле переоценены. А с памятниками девелоперы вообще не хотят связываться, поскольку это непредсказуемая история по времени и по затратам. За последние 5 лет в центре города было продано всего четыре объекта культурного наследия общей площадью около 35 тыс. м2", — сообщил гендиректор Knight Frank St. Petersburg Николай Пашков.
Пугает инвесторов и приспособление старых объектов под новые функции. "Новое строительство в центре города обходится в 100–150 тыс. рублей на 1 м2. А реконструкция старых зданий на 30–40% дороже", — добавила Евгения Тучкова из Colliers International.
Работа с КГИОП требует много времени. Мы 3 года согласовывали охранное свидетельство на здание солодовни "Новой Баварии", без которого невозможно начать работы. Выверяли буквально каждый пункт. Кроме того, сама реновация памятников — дорогое дело, инвестиции в приспособление нашего здания составят 100 тыс. рублей на 1 м2. Обычное строительство обошлось бы в 1,5–2 раза дешевле.
Игорь Оноков
Сделки со зданиями–памятниками в Петербурге единичны. В прошлом году было продано здание на Большой Морской улице и была пара сделок на Невском. О динамике говорить сложно. Переговоры в таких случаях идут годами. Связана низкая активность с высокой стоимостью объектов. И проблема не в предложении, а в спросе. Сами по себе здания очень специфические. Их сложно приспосабливать под что–то новое.
Ольга Шарыгина
Управляющий Директор Департамента Управления Активами И Инвестициями Nai Becar