Рельсы попроще сделай: ТКК заплатит городу штраф и упростит технологию

Автор фото: Trend/ Сергей Коньков
Россия, Санкт-Петербург. Ремонт трамвайных путей на Тучковом мосту.

ТКК и “Горэлектротранс” поспорили о том, какие рельсы должны лежать под первым в Петербурге частным трамваем. Выиграли вторые, и ТКК предстоит заплатить штраф, уложить дешевые трамвайные рельсы и вернуть городу часть инвестиций.

Для Транспортной концессионной компании (ТКК) настала череда неудач. Она не только установит более дешевые трамвайные пути, вернет городу освободившуюся часть инвестиций, но еще и получит от правительства штраф до 13 млн рублей за срыв сроков реконструкции. Интересно, что городские власти сами предлагали концессионеру изменить технологию реконструкции.
Частный трамвай — крупный петербургский инвестпроект. Общий объем капитальных вложений составляет коло 6,5 млрд рублей. Проект реализует ТКК — совместное предприятие ЗАО "Инвестиционная компания "Лидер" и ПАО "Группа ЛСР". Концессионное соглашение с ТКК Смольный подписал в мае 2016 года.
Перспективный пассажиропоток этой линии оценивается в 33,2 млн человек в год. Концессионер получит трамвайную линию в пользование на 30 лет, после завершения строительства.

Спорные технологии

Изначально планировалось, что частную трамвайную линию в Красногвардейском районе построят совсем по другим технологиям. В утвержденном проекте указано, что трамвайные пути должны состоять из железнодорожных рельсов австрийского производства, погруженных в фибробетонные конструкции (говоря попросту, рельсы должны быть утоплены в дорожное покрытие). Эта технология позволяет сделать передвижение трамвая более тихим. Кроме того, трамвай будет чуть ниже, и в него будет проще заходить пожилым людям.
Но эта технология не нашла понимания в “Горэлектротрансе”. По их мнению, представленный ТКК проект был разработан с нарушением строительных норм и правил при укладке трамвайных путей, поэтому концессионеру нужно как минимум отказаться от запланированного вида рельс.
Изменить проект, как заявили в ЛСР, ТКК рекомендовали дважды. Сначала при согласовании технической документации, которая уже получила положительное заключение госэкспертизы, поменять рельсы предложил “Горэлектротранс”. В июле с той же рекомендацией выступил комитет по транспорту.
“Горэлектротранс" не против применения фибробетонных конструкций в основании трамвайных путей, однако рекомендует применять специализированный трамвайный рельс — желобчатый, то есть рекомендует опереться на успешный опыт европейских стран по прокладке трамвайных путей”, — заявили в ведомстве.
Обывателю не ясна разница между рельсами, однако между ними скрыты принципиальные различия. На трамвайном рельсе сделана борозда, по которой для большей фиксации пойдет реборда колеса. Железнодорожный рельс проще — на нем нет борозды, а реборда примыкает к головке рельса с внутренней стороны. Однако срок службы железнодорожного рельса в 2 раза больше, чем трамвайного, — 20 лет против 10.
Еще больше могла бы увеличить срок эксплуатации фибробетонная плита под рельсами, но эта идея не дожила до реализации. Теперь концессионер делает более дешевую укладку на железобетонных шпалах в зонах обособленных участков, на перекрестках, узлах и кривых.
Изменения в проекте, как полагают в Смольном, приведут к снижению его стоимости. Соответственно, комитет по развитию транспортной инфраструктуры сократит размер инвестиционного платежа концессионеру — сокращение еще предстоит подсчитать.

Выбились из колеи

Глава комитета по инвестициям Ирина Бабюк заявила, что за срыв сроков реконструкции на 2 месяца концессионеру грозит штраф в размере до 13 млн рублей. Ранее вице-губернатор Игорь Албин заявил, что ТКК отстала от планов на полгода.
В ЛСР перекладывают вину на отставание от сроков на городские власти. В компании заявили, что на начальном этапе реализации проекта были небольшие задержки с передачей земельных участков под реконструкцию. Скажется на сроках и изменение проекта строительства. “Это требует полной корректировки уже разработанной рабочей документации и повторного прохождения государственной экспертизы всего проекта, что не может не повлиять на сроки подготовки необходимой для выполняемых работ документации”, — уверены в компании.
Реконструкция состоит из двух этапов. По данным ЛСР, готовность первого на Хасанской улице составляет 85%. На проспекте Наставников начата укладка нижнего слоя асфальта и рельсо-шпальной решетки от Хасанской улицы до Ленской. На проспекте Косыгина от улицы Передовиков до Железнодорожного моста начаты работы по устройству основания трамвайных путей.