Фото: Сергей Савостьянов/ТАСС

Размер имеет значение. Почему коллектив из 100 человек менее эффективен в работе, чем из 10

Чтобы повысить эффективность работы небольшого коллектива, менеджер должен знать несколько нехитрых правил. Все они строятся на понимании того, что методы работы с малочисленной командой сильно отличаются от тех, которые требуются для управления большим коллективом.

Гуру менеджмента уверены: базовые способы управления коллективом не меняются от количества работающих в них специалистов, однако при этом советуют не забывать о нюансах, прямо влияющих на эффективность работы подчиненных в малых группах.

Грабли для молодых. Топ главных ошибок начинающих боссов

Грабли для молодых. Топ главных ошибок начинающих боссов

5753
Анастасия Жигач

Отношения прежде всего

"Все исследователи, специализирующиеся на эффективности, признают, что команды от четырех до 10–12 человек могут делать работу лучше и больше, чем отделы из 30, 50 и даже 100", — рассказывает Максим Бабаев, генеральный директор компании "Новая бизнес–среда".

"Это происходит за счет того, что у руководителя есть возможность тщательнее работать с мотивацией каждого сотрудника, тогда как в больших группах это не всегда возможно", — полагает Константин Осипенко, генеральный директор компании QASQUAD. А бизнес–тренеры добавляют: часто для того, чтобы повысить эффективность работы малой группы, менеджеру бывает достаточно пересмотреть систему мотивации подчиненных.

В маленькой команде существенную роль играют отношения между людьми, в то время как в большой они уходят на второй план: куда более критичным для эффективной работы компании становятся правильно выстроенные процессы, объясняет Анна Каткова, директор по персоналу компании "Данфосс". А это значит, что для повышения КПД небольшой группы необязательно первым делом перенастраивать внутренние рабочие процессы. Достаточно проверить, нет ли в коллективе постоянного источника конфликтов, а затем укрепить отношения внутри команды. Руководитель маленькой компании должен постоянно тренировать свои навыки профилактики и управления конфликтами, так как в малой команде конфликт несет куда более серьезный урон эффективности работы компании, чем в многочисленном коллективе. "Оттягивать увольнение в маленькой команде — недопустимая ошибка руководителя", — напоминает Алена Грачева, генеральный директор компании "Клиентомания".

"Действительно, в небольшом коллективе очень важна психологическая совместимость людей, — подтверждает Дмитрий Азаров, генеральный директор и совладелец "Лаш Раша". — То, что в большом коллективе может пройти незамеченным, в маленьком рискует стать источником дискомфорта и в конечном итоге фактором, влияющим на производительность и успехи всей команды".

Каким сотрудникам вредны "плюшки" для работы

Каким сотрудникам вредны "плюшки" для работы

2144
Анастасия Жигач

Отличия в методах работы над эффективностью работы в больших и малых группах заключаются еще и в том, что в малых командах каждый сотрудник должен быть ключевым, а значит, руководителю нужно уделять особое внимание каждому подчиненному, подчеркивает Константин Осипенко.

"На практике знаю, что эффективность работы нескольких человек может быть в 2–3 раза выше, чем от большой команды, за счет скорости принятия решений, быстрой реакции на изменения рынка и небольшого процента бюрократизации рабочего процесса", — добавляет Руслан Ибрагимов, сооснователь компании LowTrip.

Плюсы, они же минусы

Впрочем, плюсы маленькой команды могут стать и ее минусами. "Да, в маленькой команде более семейный тип отношений, — соглашается Мария Ковалева, начальник управления развития Газпромбанка, — но труднее держать границы. Поэтому нельзя пренебрегать регулярным менеджментом: собраниями, постановкой задач, обратной связью. Это кажется, что все на виду и все понятно, тем не менее пусть эти процедуры будут сохранены. Всем будет проще и понятнее".

Сергей Огнев, директор PR–департамента Killfish Discount Bar, тоже за соблюдение процедур. "Команда должна регулярно собираться вместе, чтобы оглянуться назад на процесс собственной работы и иметь возможность этот процесс видоизменить и поправить в будущем, — считает он. — В традиционных организациях руководство не может выделить время команде, чтобы наточить пилу: деревья пилить надо. К тому же у команды нет полномочий на изменение рабочего процесса".

В свою очередь, Дмитрий Азаров обращает внимание на соперничество, которое может возникнуть в коллективе и свести все усилия руководителя на нет: "Важным элементом мотивации в маленькой команде является сотрудничество, так как достичь поставленных целей можно только вместе. В маленьком коллективе нельзя поощрять соперничество". С коллегой согласен Сергей Дмитриев, основатель компании Unusual Concepts: "Чтобы повысить эффективность работы и превратить кучку индивидуалистов в команду, необходимо наличие у них общей цели, которую все участники разделяют и считают для себя важной. Задача начальника — сделать так, чтобы они понимали: мамонта не завалить одному, поэтому надо действовать сообща ради общего блага".

Руководитель должен четко понимать, что заставляет подчиненного трудиться усерднее, а что может стать причиной выгорания, говорит Владимир Виноградов, президент ГК Pro Vision. "Ошибкой при работе с маленькой командой будет использование системы мотивации, рассчитанной на отделы и подразделения, — поясняет он и добавляет: — Коммуникация, построенная на принципах индивидуального подхода, повышает вовлеченность персонала на 20–25%, а эффективность работы команды — на 10%".

Анастасия Жигач Все статьи автора
29 августа 2017, 00:04 2580
Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама