Фото: Коньков Сергей

"Вместо поездки в Италию люди идут в пиццерию". Ждут ли рестораторы роста местного рынка

По прогнозу Смольного, рынок общественного питания в Петербурге ожидает восстановление уже к следующему году. Чиновники уповают на рост реальных доходов населения, снижение темпов инфляции и склонность населения к питанию "вне дома". Рестораторы говорят лишь о перераспределении денежного потока между ресторанами, но на рост пока не рассчитывают.

Правительство Петербурга ожидает восстановления оборота рынка общественного питания в следующем году. На прошедшем в пятницу Конгрессе рестораторов и отельеров Северо-Запада России начальник управления по развитию потребительского рынка комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Петербурга Елена Подгорная заявила, что стоит ждать роста рынка уже в 2018 году.

Атака штруделей: пекарни опередили фаст-фуд

Атака штруделей: пекарни опередили фаст-фуд

4945
Наталья Модель

По данным комитета, в 2014 и 2015 годах оборот общепита Петербурга показал отрицательную динамику, снизившись на 6,8% и 5,1% соответственно. Связано это с падением доходов населения и переходом к сберегательной модели поведения, действием эмбарго, высоким уровнем инфляции и обвалом рубля, считает Елена Подгорная. В 2016 году тенденция сохранилась, оборот общепита снизился на 2,4%. Но скоро ситуация может измениться. "По мнению аналитиков, в 2017 году при условии отсутствия каких-либо экономических потрясений темпы развития должны возрасти на уровне 6-8%, а к 2018 году возможно полное восстановление рынка", — убеждена Елена Подгорная.

Как полагают в комитете, главными факторами, которые повлияют на восстановление рынка общественного питания, станут рост реальных доходов населения, снижение темпов инфляции, постепенный переход от сберегательной модели поведения к восстановлению потребительской активности, в том числе увеличение склонности населения к питанию "вне дома".

Горожане экономят

Не все рестораторы оценивают перспективы следующего года столь радужно. Президент Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров ожидает роста рынка не ранее чем к 2020 году из-за сложившейся экономической ситуации. В сети ресторанов "Евразия" тоже не видят причин для восстановления рынка общепита к 2018 году, так как падает покупательная способность — не повышаются зарплаты, при этом растут цены, а также на рынок все еще влияют санкции и контрсанкции.

Куда они уходят: почему старейшие ресторанные бренды сдают позиции на рынке Петербурга

Куда они уходят: почему старейшие ресторанные бренды сдают позиции на рынке Петербурга

35827
Елена Домброва, Наталья Модель

Рынок заметно начнет расти, когда вырастут зарплаты, а цены на продукты перестанут ползти вверх и люди смогут позволить себе чаще и больше ходить в рестораны, считает Маргарита Беляева, главный редактор Restoclub. "Несмотря на то что за последний год не было каких-то особых экономических потрясений, роста зарплат и снижения инфляции мы не наблюдаем", — считает она.

Если сравнивать с "кризисными" 2014-2015 годами, то сейчас и рестораторы, и потребители привыкли жить и работать в новых "посткризисных" условиях, поэтому, действительно, виден небольшой рост, который позволяет комитету делать оптимистичные прогнозы, но пока доходы населения не вырастут, кардинального изменения ситуации мы не получим, считает Маргарита Беляева.

Некоторые рестораторы склонны согласиться с оценкой комитета. "Если в прошлые годы мы видели падение, то в этом году у нас произошел рост, в первую очередь из-за туристической составляющей", — делится владелец "Петруши" и "ДИКМАN’s deli" Дмитрий Дикман. По мнению ресторатора, в экономике общепита денег осталось прежнее количество, просто идет перераспределение потока между заведениями.

Туристический бум помог и сети ресторанов "Теремок". "С наступлением кризиса мы почувствовали стагнацию продаж. В этом году ситуация постепенно начала выправляться, уже наблюдается небольшой рост, но происходит он только за счет развития туризма, уровень потребления падает", — признает генеральный директор сети "Теремок" в Петербурге Виталий Свидовский.

"Люди теряют доход, могут позволить себе меньше поездок за границу, поэтому вместо путешествия в Италию отправятся поесть в итальянский ресторан", — полагает Дмитрий Дикман. В следующем году ресторатор ожидает рост рынка на 15%, набирать обороты будут заведения необычного фастфуда, а терять позиции придется заведениям формата "гранд кафе", кафе, ориентированным на возрастную категорию старше 45 лет, банкетным залам, прогнозирует он.

Устаревшие концепции и менее успешные игроки будут сменяться новыми, ротация будет усиливаться, согласен Александр Просенков, руководитель департамента street retail компании Colliers International в Петербурге. "Этот сегмент по-прежнему лидирует в структуре профилей арендаторов на основных торговых коридорах Петербурга, однако рынок уже достиг насыщения", — считает эксперт.

По словам представителей комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка, наибольший рост оборотов общепита будет наблюдаться в сегменте экономкласса (пиццерии, фастфуд, столовые), а наименьший — в сегменте предприятий высокого ценового уровня.

Для общепита основное условие роста — цифровая трансформация в технологиях, обеспечивающих их основной бизнес. Если владельцы сетевых заведений будут действовать по старинке, падение продолжится за счет оттока покупателей к более технологичным игрокам рынка, в том числе к сетям АЗС, полагает Александр Кузьмин, генеральный директор "РусХОЛТС"/Retail&HoReCa.

Оптимисты рядом

Генеральный директор компании "Dostaевский" Владимир Овелян рассказывает, что на рынке доставки еды, в отличие от ресторанного бизнеса, серьезного спада не было, а рост ожидается уже довольно скоро. "Динамика роста спроса на услуги компании позволяет говорить о перераспределении долей рынка общепита и предполагать восстановление рынка в 2018-2019 годах", — заключает он.

С надеждой смотрят в будущее не только фирмы по доставке еды и Смольный, но и многие рестораторы. "Мы тоже рассчитываем на небольшой рост в следующем году, в пределах 10%. Общеэкономическая ситуация стабилизировалась, ожидаем роста доходов населения. Если мы и не оттолкнулись от дна, то хотя бы его достигли, хуже уже не будет", — полагает управляющий партнер ресторанной группы Beer Family project (Jager Haus, KRIEK, Karlovy Pivovary и "Иван да Марья") Николай Митчин. "Мы настроены оптимистично и надеемся, что никаких событий, способных резко негативно повлиять на экономику, в ближайшее время не случится и постепенно все вернется в прежнее русло", — солидарен Виталий Свидовский.

Наталья Модель, Марина Васильева Все статьи автора
1 августа 2017, 00:03 32943
Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама