Фото: Ваганов Антон Купить фото

ГК "Аксель" судится с "КИА Моторс Рус" из-за отзыва франшизы в Архангельске

Контракт с ГК "Аксель" в Архангельске "КИА Моторс Рус" расторг в одностороннем порядке, и теперь дилер требует компенсацию в 50 млн рублей, которые инвестированы в автоцентр KIA. У российских автодилеров уже есть успешный опыт судебных разбирательств с дистрибьюторами.

"КИА Моторс Рус" в одностороннем порядке расторг контракт с ГК "Аксель" в Архангельске. Об этом рассказал административный директор компании Андрей Кузьмин. Сейчас дилер подал в суд на дистрибьютора с требованием компенсации убытков: компания вложила более 50 млн рублей в открытие автоцентра и за год с небольшим работы по франшизе KIA эти вложения не успели окупиться.

Chevrolet Niva теряет дилеров. Игроки местного авторынка отказываются торговать машинами этой марки

Chevrolet Niva теряет дилеров. Игроки местного авторынка отказываются торговать машинами этой марки

3752
Александра Конфисахор

Продавать автомобили KIA в Архангельске ГК "Аксель" начала осенью 2015 года. Тогда компания арендовала в центре города 2 тыс. м2 в здании торгового центра и стала единственным дилером марки в городе.

"У нас было дополнительное соглашение с дистрибьютором, по которому до 1 ноября 2017 года мы должны были построить новый автосалон площадью 3 тыс. м2. У нас есть в Архангельске земля, на которой уже работают автосалоны Lexus, Toyota, будет строиться VW. Однако дистрибьютор заявил, что не верит в то, что мы построим этот центр, и расторг контракт. Первое судебное заседание запланировано на начало августа", — сказал Андрей Кузьмин.

ГК "Аксель" в 2016 году продала более 6 тыс. новых автомобилей. В ее портфеле марки BMW, VW, Toyota, Lexus, Renault и 12 автоцентров в Петербурге и регионах. Оборот в 2016 году — более 15 млрд рублей. Продажи машин с пробегом составили около 3,5 тыс. штук. Компания подконтрольна Алексею Безобразову и его партнерам. В планах на 2017 год — продать более 7 тыс. новых автомобилей и более 5,5 тыс. автомобилей с пробегом.

В "КИА Моторс Рус" на запрос "ДП" не ответили. Сегодня автоцентров по продаже KIA в Архангельске нет. Хотя бренд активно развивается на Северо-Западе: в частности, в Петербурге откроется 14-й дилерский центр KIA.

Стоит отметить, что ряд дилеров крайне недоволен работой с корейскими партнерами. "У нас в свое время был опыт работы с Hyundai, и мы не заработали на этом бизнесе ничего, хотя инвестировали в три здания около 700 млн рублей. Как только у компании (РРТ. — Ред.) возникли небольшие трудности, Hyundai расторг контракт. Видимо, за последние несколько лет отношение бренда к дилерам не сильно поменялось. В этом, кстати, принципиальное различие японских и корейских брендов. Японцы всегда думают о том, чтобы дилеры чувствовали себя нормально, а корейцы — нет", — говорит генеральный директор ОАК Олег Барабанов.

Эксперты видят в этой ситуации системную проблему авторынка. За исключением пары брендов импортеры в массе своей давно превратились в коммерческую структуру, считает автоэксперт Евгений Пекарский. "Равноправие в отношениях импортера и дилера кануло в лету. А дилер из партнера давно стал в основном инструментом импортера для получении прибыли. Те стандарты, которые регулярно улучшает импортер, требуют огромных инвестиций. В них даже прописывается, какую плитку и у кого покупать для автоцентра. Причем по цене втрое выше рынка. При этом доходность дилеров постоянно падает, приближаясь в продажах к нулевой рентабельности. Рано или поздно конфликт дилеров с импортером назреет, если уже не назрел", — отмечает Евгений Пекарский.

Lada едет на Мурманское. Холдинг "Бипэк авто — Азия авто" покупает дилерский центр в Кудрово

Lada едет на Мурманское. Холдинг "Бипэк авто — Азия авто" покупает дилерский центр в Кудрово

2037
Александра Конфисахор

Сейчас эту проблему пытается решить Российская ассоциация автомобильных дилеров. Как поясняет президент РОАД Олег Мосеев, РОАД планирует подписать соглашение с Ассоциацией европейского бизнеса, к которому затем присоединятся дистрибьюторы и автодилеры. В соглашении будут подробно прописаны взаимоотношения сторон, что позволит избежать неоднозначных и конфликтных ситуаций.

"Сейчас случаи, когда расторжение контракта происходит в одностороннем порядке, единичны. Обычно дистрибьюторы находят формальные причины и только после этого действуют, понимая, что находятся под пристальным вниманием той же ФАС. На моей памяти дилерам удавалось выигрывать суды у дистрибьюторов, но они касались не компенсаций, а расторжения контракта", — говорит Олег Мосеев.

В частности, компания "Модус Новороссийск" судилась с "Хендэ мотор СНГ", который, несмотря на протокол о намерениях и построенный в соответствии с ним автоцентр, отказался в итоге заключать контракт с дилером. Также московский дилер "Авилон" судился с дистрибьютором "Мерседес-Бенц рус", который расторг контракт, ущемляя права партнера. В обоих случаях суды встали на сторону автодилеров.

Отметим, что ранее ряд дилеров подавали в суд с требованием компенсации на автоконцерн GM, который принял решение уйти из России. Нескольким игрокам удалось заключить с ними мировое соглашение.

Александра Конфисахор Все статьи автора
27 июля 2017, 17:12 3208
Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама