Экс-владелец обанкротившегося автохолдинга "РРТ" Олег Барабанов вернулся в автобизнес

Автор фото: Сергей Коньков
Автор фото: Сергей Коньков

Экс–владелец обанкротившегося автохолдинга "РРТ" Олег Барабанов отбился от долгов на 14 млрд рублей и вернулся на рынок, чтобы торговать автомобилями Subaru и Nissan.

Олег Барабанов официально вернулся в автобизнес. Под контроль бизнесмена перешла Объединенная автомобильная компания (ОАК), которой владел его экс–партнер по обанкротившемуся автохолдингу "РРТ" Андрей Ивойлов. Одновременно Олег Барабанов договорился о продаже дилерского направления Lada казахской "Азия Авто".

Партнерская сделка

Как рассказал "ДП" Олег Барабанов, сделка по продаже ему ОАК закрыта. Андрей Ивойлов вышел из компании, где ему принадлежало 90% (еще 10% у Екатерины Шумлянской, адвоката ОАК). Следующий шаг — продажа "дочки" ОАК "Р–Моторс Лада", которая торгует автомобилями Lada в трех автоцентрах, казахской "Азия Авто". "Теперь 90% долей в ОАК принадлежит мне. А сделка с "Азия Авто" началась в мае, и уже подписано соглашение о продаже ей "Р–Моторс Лада". Покупателям отходят в собственность два автоцентра по продаже Lada — один на пр. Маршала Жукова площадью 1,8 тыс. м2, второй — на Выборгском шоссе, 31, площадью 3,8 тыс. м2. Также им передан договор аренды с компанией "Софит" — это здание автоцентра на Пулковском шоссе, 76, площадью 4,3 тыс. м2", — рассказал Олег Барабанов. Окончательно эти активы перейдут к "Азия Авто" 31 декабря 2017 года. Вырученные средства Олег Барабанов направил на выкуп у Андрея Ивойлова ОАК. Андрей Ивойлов полученные деньги направит на погашение кредитов перед банками, сам останется руководить "Р–Моторс Лада" в Петербурге при казахских акционерах. "Мне поступило интересное предложение от партнеров из Казахстана с перспективой серьезного развития в городе", — сказал он.

Ожидаемое возвращение

Автохолдинг "РРТ" начал банкротиться в 2014 году, не выдержав высокой кредитной нагрузки на фоне падающего рынка. Ситуацию усугубило наличие у компании масштабной инвестиционной программы на 6 млрд рублей. Общая задолженность перед кредиторами, основные из которых банк "Санкт–Петербург", ВТБ и др., составила около 4 млрд рублей. У РРТ было 27 автоцентров в 11 городах России, из них в Петербурге — девять. Из 27 в собственности находилось 23. В портфеле марки — Land Rover, Ford, Nissan, Subaru, Opel, Skoda, Hyundai, Cadillac, Chevrolet.
Перед банкротством в конце 2013 года Олег Барабанов и Андрей Ивойлов (у которого доля в РРТ составляла 7%) поделили бизнес. Андрей Ивойлов арендовал здания автоцентров РРТ, которые были проданы Олегом Барабановым для погашения долгов перед банками, и стал продавать там машины GM под брендом "Р–Моторс". Он позиционировал себя в качестве самостоятельного бизнесмена, хотя участники рынка уверяли, что за ним стоит Олег Барабанов, который никуда из автобизнеса не уходил.
До 2016 года включительно Андрей Ивойлов набирал портфель брендов, а близкие к Олегу Барабанову компании на торгах выкупали автоцентры РРТ и получали новые франшизы. В итоге была сформирована ОАК, в чей портфель вошли Nissan, Subaru и Lada, ряд других марок, а также имущественный комплекс (см. "Активы..."). По итогам 2016 года ОАК занимает 5,4% на авторынке города. Выручка за этот период составила 11,7 млрд рублей.
В 2016 году к Олегу Барабанову был подан иск о личном банкротстве, но весной 2017 года арбитражный суд утвердил мировое соглашение между бизнесменом и кредиторами. В итоге Олег Барабанов выплатит им 34 млн рублей вместо 14 млрд. "Я и не собирался уходить из автобизнеса, — говорит Олег Барабанов. — Возникли обстоятельства, которые заставили изучить более полно юридические науки и перетряхнуть свои активы. Чем я и занимался последние 4 года. Я полон сил и энергии, есть много хороших идей и огромный опыт".
Автоэксперты приветствуют возвращение известного бизнесмена, изумляясь его способности взять в долг миллиарды, а вернуть миллионы, заключив при этом мировое соглашение с кредиторами. "Олег Барабанов проявил себя как человек, способный работать в состоянии жесточайшего стресса, и сильный переговорщик. Хорошо, что на авторынке остаются яркие лидеры", — говорит управляющий партнер Университета продаж Виталий Новиков. "Возврат в автобизнес — это начало новой и интересной перезагрузки Олега Барабанова. Скоро его имя вновь займет достойное место в рейтингах", — отмечает автоэксперт Евгений Пекарский.

Казахская экспансия

В "Азия Авто" отметили, что "Р–Моторс Лада" является наиболее успешным дилером Lada в Петербурге, приобретение активов стало продолжением партнерства с АвтоВАЗом, когда в начале 2015 года была развернута программа по развитию сети в Сибирском, Уральском и Приволжском округах. "На рынке Петербурга, где позиции Lada традиционно менее сильны, наша задача — повышение рыночной доли марки", — сказали там. "ОАК занимает более 30% на рынке Lada в Петербурге. Сделку с "Азия Авто" можно оценить в 700–900 млн рублей", — сказал Михаил Чаплыгин, гендиректор "Auto–Dealer–СПб".
"Азия Авто" создана в 2002 году в Казахстане. Это автосборочный завод, который выпускает Skoda, Chevrolet, KIA, Lada 4x4. Мажоритарным акционером является председатель совета директоров Анатолий Балушкин (состояние — $136 млн, по данным Forbes), также в 2017 году 10% выкупил Даурен Жаксыбек (состояние — $498 млн, Forbes). Акционером компании также является АвтоВАЗ с долей 25%, идет строительство завода в Усть–Каменогорске мощностью 120 тыс. автомобилей. Компания является дилером Lada в России, имея 18 центров в 13 городах России. В 2016 году она продала 6,6 тыс. машин (2,5% российского рынка). После приобретения петербургских активов ("Р–Моторс Лада" продала в 2016 году 3,5 тыс. машин) объем продаж составит не менее 10 тыс. автомобилей, что позволит занять долю рынка России 4% и стать лидером среди дилеров марки. В Петербурге работает 13 центров Lada, но два из них, которые принадлежат "Спарз", концерн закроет с 1 июля. Таким образом, в городе остается 11 центров марки — по одному у "СПАРЗ", "Питер Лада", "Интей Лада", "Строительной компании", ГК "Дакар", три у ГК "Терра Авто" и три у "Р–Моторс Лада" (ОАК). Одновременно АвтоВАЗ хочет открыть еще один автоцентр. В 2016 году в городе было продано 11,9 тыс. машин марки, что на 26% больше, чем годом ранее. Учитывая масштабы нового игрока, дилерам Lada в этом году жить будет весело, констатирует Евгений Пекарский.
"Пришел новый федеральный игрок с крупной сетью в Азии и России. Это серьезный шаг для укрепления позиций бренда на рынке города, что позволит нарастить долю Lada в городе с 10% до средних по России 20%", — считает владелец ГК "Терра Авто" Владислав Рыдаев.
Возвращение Олега Барабанова на авторынок вполне ожидаемо. Эта новость меня нисколько не удивляет. Это один из старейших игроков на рынке города. Он никогда не терял управление своим бизнесом и теперь де–юре делает то, что раньше делал де–факто, формируя новое предприятие, очищенное от долговой нагрузки. Очевидно, что на двух марках он не остановится и будет и дальше пополнять портфель другими брендами. Олег Барабанов — амбициозный человек и сумел выбраться победителем из очень тяжелой ситуации, и я верю, что ему многое по плечу. Таких случаев в истории автобизнеса я не припомню.
Игорь Седов
директор по развитию ГК "Аксель"
Петербургский авторынок довольно устойчив, и по итогам 2017 года стоит ждать роста 2–5%. Но игроки пока чувствуют себя тяжело под гнетом банковских кредитов и процентов по ним. Прибыли почти нет, и она направлена на погашение долгов. Более–менее стабильно себя ощущают компании, которые работают, имея собственные средства. По России таких около 20%, в Петербурге они, вероятно, тоже есть, но я о них не знаю. Думаю, до конца года нам стоит ждать ухода некоторых игроков. А вот появление новых дилеров, как в данном случае, — это скорее случайность.
Алексей Николаев
Совладелец Гк "Авто Премиум"
В Петербурге продажи Lada растут. Например, в нашей компании они с начала года выросли на 4%. Но практика показывает, что рынок съедает примерно 1 тыс. автомобилей в месяц вне зависимости от количества дилеров и состава их акционеров. Увеличение продаж и доли рынка происходит в основном за счет новых моделей, которые выпускает последние несколько лет АвтоВАЗ. К примеру, сейчас покупатели ждут выхода Vesta в кузове универсал, уже сформирован лист заявок. Самой популярной моделью является Lada Granta. Так что не думаю, что появление нового игрока окажет какое–либо влияние на бизнес действующих дилеров.
Валерий Шеромов
Генеральный Директор АО "Питер Лада"