На форуме малого бизнеса, предваряющем ПМЭФ, дважды обсудили истории успеха, которые подобрала для участников форума "ОПОРА России". В основном были представлены предприниматели из глубинки, построившие компании с представительствами во многих странах.
На двух заседаниях форума организаторы представили владельцев российских компаний, которые показали стремительный рост, а некоторые из них даже вышли на внешние рынки. Бизнесы самые разнообразные: производство пиццы, детский футбольный клуб, подбор здоровой еды, бухгалтерский сервис, студия мультфильмов, IT-компания с оригинальным продуктом. По определению это типичные "газели бизнеса".
Одна из них — "Додо пицца" из Сыктывкара, которая специализируется на выпечке и доставке пиццы. Ее владелец Федор Овчинников начинал с мытья полов в "Макдоналдсе" и, позанимавшись книжной торговлей, решил открыть пиццерию. "Пицца — глобальный продукт, — говорит Федор Овчинников, — ее любят везде: и в Африке, и в Китае". Но сначала у него ничего не получалось, и он начал вести блог в Интернете, описывал там все свои маленькие победы и неудачи. Его начали читать все больше, и постепенно его читатели стали его партнерами: теперь у компании 200 партнеров-инвесторов. Начинал Федор с оборота в 5,8 млн рублей в первый год работы, и за 2016 год у его компании оборот уже 3 млрд рублей, а в 2017 году он планирует "сделать" 7 млрд.
Секрет успеха прост: "Как "Макдоналдс" в свое время соединил традиционный продукт с системой работы компании "Форд" — конвейером, так и мы соединили традиционный продукт и IT-технологии", — рассказал владелец "Додо пиццы". Франшиза полностью оцифрована. Франчайзи есть во многих странах, в том числе два из них в США и Китае. Свою компанию Федор называет "сектой". Некоторые франчайзи, у которых не было денег на открытие пиццерий в их городах, зарабатывали деньги в пиццериях Федора.
Иван Клабуков, сооснователь компании Hudway из Ижевска, продает продукт компании в 168 странах, используя такие глобальные каналы продаж, как Amazon и другие интернет-магазины. Продукт компании — это приложение, которое проецирует картинку дороги на лобовое стекло машины и ретранслирует водителю дорожные знаки, показывает, что скоро будет поворот, подкрашивает опасные участки. То есть совмещает функции навигатора и штурмана. Для этого нужно положить телефон перед стеклом.
Читайте также:
NEXT
Зачем ходить на ПМЭФ
Сейчас компания выпустила тестовую партию очков для водителей — та же информация будет транслироваться уже на стекло очков, а не автомобиля. Приложение сделано для езды при плохой видимости — в туман, снегопад или ночью, когда знаки плохо видно. Приложение используют в России недостаточно, видимо, потому, что здесь мало данных о дорогах. Для продвижения продукции в компании использовали рекламу Google и тесты. Всего 2% от объема продаж приходится на Россию, остальное продается в США, Европе, Австралии, Азии и Африке.
Малая компания "Студия Анимаккорд" появилась в 2008 году, а в 2009-м выпустила свой основной проект, который транслирует по всему миру — мультсериал "Маша и Медведь". Сериал сделан с помощью 3D-анимации, так сейчас делают большую часть мультиков. Владимир Валиев, замдиректора по вопросам лицензирования студии, рассказал о том, что компания продвигает свою продукцию через Youtube. Канал "Анимаккорда" собрал 10 млн подписчиков. "А видео "Маша ела кашу" — 60 млн просмотров, — рассказывает Владимир Валиев. — Дело в том, что дети плохо едят во всем мире и везде проблема их накормить. Родители включают мультик и кормят ребенка — так мы вышли на эти 60 млн просмотров".
Идея стала для авторов золотой жилой: образы персонажей "Маши и Медведя" используют для оформления сувениров, упаковок продуктов и товаров для детей. Итальянская компания "Ферера" создала шоколадное яйцо Masha, а в арабских странах Машу показывают малышам с особой охотой — ведь она носит платок, ее голова покрыта.