Чучхе нам строить и жить помогает

В Петербурге работает около 20 тыс. граждан Северной Кореи, примерно 4 тыс. из которых трудится на городских стройках. Остальные заняты в текстильной промышленности, медицине, торговле автозапчастями."ДП" изучил рынок подряда, в котором участвует почти два десятка фирм, поставляющих рабочих из КНДР.

Пока руководство КНДР готовилось к ядерной войне со всем миром и проводило масштабную PR–кампанию, восхваляющую образ жизни этой страны, северокорейские рабочие стали важной частью строительной индустрии Петербурга.

Корейские мастера

"Жизнь без своей страны немыслима. Даже у птицы есть свое гнездо. Гнездо — это своя страна, и его надо защищать. И если там разразится война, мы готовы вернуться на родину", — говорит директор ООО "Пхеньян" Пен Чхан Су. Его фирма — одна из тех, которые занимаются подбором рабочих из КНДР для строительных компаний Петербурга и Ленобласти. В прошлом году они привезли 250 корейцев, хотя получили квоту на 450 человек. Летом штат увеличится еще на 150 человек.
По оценке председателя Петербургского объединения женщин–кореянок Жанны Ли, ежегодно на заработки в Петербург приезжают 20 тыс. граждан КНДР. Северные корейцы заняты в текстильной промышленности, медицине, ресторанном бизнесе, торговле автозапчастями и строительстве.
В ГУ МВД по Петербургу не смогли оперативно сообщить, сколько разрешений на работу получили граждане Северной Кореи в прошлом году. По данным комитета по труду и занятости, в 2016 году город подал заявку на выделение квоты примерно для 3,5 тыс. граждан КНДР. Глава "Дальпитерстроя" Аркадий Скоров назвал "ДП" другую цифру — только на строительстве стадиона на Крестовском острове трудились до 5,5 тыс. рабочих.
Как правило, все рабочие из КНДР попадают в Петербург через фирмы, учрежденные также выходцами из Северной Кореи. По данным СПАРК, в Петербурге зарегистрировано 37 таких компаний, львиная доля из них — строительные.
По скромным подсчетам, ежегодный совокупный заработок всех северных корейцев в Петербурге достигает 5 млрд рублей. При этом 95% заработанных денег они обязаны отдавать своему государству. Рабочие из КНДР поясняют, что по законам своей страны они могут находиться в России до 5 лет, затем обязаны вернуться на родину и после этого не имеют право выезжать из страны в течение 3–4 лет.

Паутина для рабочих

Широкой общественности известны названия лишь двух компаний, поставляющих рабочих из КНДР на строительные площадки города. ООО "Пхеньян" прославилось благодаря расследованию "Рабы Петербурга" норвежского спортивного издания Josimar, а ООО "Тэ Сон" — после гибели рабочего на стройке "Зенит–арены" и репортажа "Медузы".
Вычислить остальные компании тоже можно. Большинство таких фирм размещает на сайтах районных центров занятости объявления о поиске рабочих. В числе требований к соискателю — знание корейского, а среди привилегий — общежитие. Русскоязычные объявления — требование закона.
Общая черта этих объявлений — крайне низкие зарплатные предложения, из–за которых на вакансии вряд ли будет большой спрос со стороны. Так, в среднем северокорейский строитель получает 20 тыс. рублей в месяц (хотя некоторые собеседники "ДП" уверяют, что они зарабатывают до 60 тыс. рублей). В то же время, по данным сайта службы занятости Петербурга, российские компании предлагают каменщику зарплату 40–50 тыс. в месяц. Даже топ–менеджерам из КНДР вроде директора по капитальному строительству предлагается не более 25 тыс. рублей в месяц.
В комитете по труду и занятости пояснили, что соглашений с КНДР о создании центров организованного набора рабочих в странах исхода у города нет. "Но, поскольку это визовая страна, приезжающие в город работать обязаны получить рабочую визу, то есть мы знаем, где они будут работать. Проблемы возникают, как правило, с мигрантами из безвизовых стран", — уточнили в комитете.
Как рассказала Жанна Ли, которая в феврале этого года основала строительную компанию — ООО "КС–Пит", северокорейское государство само оценивает как физическую, так и духовную подготовку будущих "бойцов" российских строек: "Для того чтобы приехать сюда на работу, проводят конкурсный отбор. Слабых сюда не берут. Граждане КНДР должны знать азы русского языка. Они проходят медкомиссию, где оценивают их физическое здоровье, изучают, насколько человек морально устойчив. На комиссии присутствуют и члены правительства. Здесь компании, которые дают работу, готовят для них рабочие места, жилье, разрешительные документы, приглашения". По словам Жанны Ли, она подала заявку на 100 рабочих, однако на сайтах по поиску работы "ДП" насчитал у нее 159 вакантных мест. "Меня попросили помочь. А как я могу помочь — дать работу. Но еще не знаю, что получится, посмотрим", — сказала Жанна Ли.
Всего же "ДП" насчитал 16 ключевых компаний, которые, предположительно, и приглашают северных корейцев на работу на стройки в Петербург и Ленобласть.

Общежитие нас связало

Судя по всему, Жанна Ли помогает северокорейским рабочим давно. По данным СПАРК, в 2010 году она возглавляла фирму "Кансон", располагавшуюся по одному адресу с уже упомянутым выше "Тэ Соном". В регистрационных данных "Кансона" указаны сотовый Жанны Ли и ее электронная почта.
Сегодня "Кансон" располагается, по данным СПАРК, в Усть–Ижоре, на Петрозаводском шоссе, 23, где прописаны еще две строительные корейские компании — "Бу Хын" и "Мокран". Они были созданы в 2011–2012 годах. Судя по вакансиям, размещенным в Интернете, эти фирмы сейчас нуждаются в 758 рабочих. Им требуются монтажники, штукатуры, каменщики, облицовщики, сварщики. Средняя зарплата — 17–18 тыс. рублей в месяц. Офис на Петрозаводском шоссе, 23, представляет собой трехэтажный кирпичный особняк со стальной дверью, видеокамерами, спутниковым телевидением и площадкой для баскетбола. Здесь живут руководители, переводчики, водители из КНДР. "Не строительный контингент", — констатируют жители общежития по соседству, в котором разместились строители ЗСД из Таджикистана, Узбекистана, Белоруссии. Сами же компании оказались неконтактными — телефоны не отвечали, да и незваным гостям там были не рады.
Владелец здания, петербургский адвокат Евгений Чепурной, заявил "ДП", что дом сдается в аренду гражданам КНДР. По его данным, там живут 10 человек.

Муравейник

Многие компании, привлекающие северокорейских рабочих, связаны между собой общими адресами регистрации или одними и теми же владельцами (см. "Кто привозит северных корейцев в Петербург"). Долгое время в общежитии на Петергофском шоссе, 73, больше известном в народе как "Муравейник", было прописано ООО "Пхеньян".
Собственник здания Александр Герок рассказал "ДП", что сдает "нежилое" помещение нескольким компаниям, в том числе и строительным. По его словам, так как это бывший санаторий–профилакторий, здание можно использовать "для временного размещения" рабочих. Он вспомнил, что года два назад помещение арендовала компания, занимавшаяся подбором рабочих из КНДР. Но, по его словам, они использовали помещение как офис, а не как жилье. Он сказал, что в доме в разное время размещалось 150–200 человек.
Сейчас в неприметной пятиэтажке за пожарной частью оформлена другая компания — "Тэ Сон". "ДП" насчитал у "Пхеньяна" 456 вакантных мест, а у "Тэ Сона" — 350. Им также требуются маляры, каменщики, бетонщики и штукатуры. Они готовы платить потенциальным работникам от 16 тыс. до 20 тыс. рублей. Директор компании "Тэ Сон" Пак Чер Гю подтвердил "ДП", что его организация работает с северокорейскими гражданами.
В 2016 году гендиректор "Пхеньяна" Пен Чхан Су создал еще одну строительную компанию — "Эллипс". Фирма разместилась на ул. Маяковского, рядом с полицейским участком. Правда, в помещении, в котором был зарегистрирован "Эллипс", оказались не в курсе существования компании. В небольшой комнатке на втором этаже разместилась другая строительная компания — ООО "Ленинградское областное реставрационное управление" (Лору). Ее соучредителем является Максим Садиков, в прошлом учредитель "Эллипса" и партнер Пен Чхан Су. Максим Садиков отказался общаться с "ДП".
Еще четыре фирмы — "КР–Строй", "КР–Профстрой", "КР–Фасад" и "Тхэынь", — в разное время принадлежащие гражданину КНДР Ин Соп Юну, судя по всему, также помогают северным корейцам трудоустраиваться на работу в Петербурге. Пару недель назад эти компании объявили, что у них вакантны 1243 места. То есть речь, видимо, идет о квотировании такого числа рабочих мест для северных корейцев. Эти фирмы предлагают вакансии, связанные с отделкой и монтажными работами, а также с разбором зданий. Зарплатные предложения не превышают 17–18 тыс. рублей.

Не признаются

"ДП" поинтересовался у крупнейших девелоперов города, используют ли они труд мигрантов из Северной Кореи. Однако почти все компании из петербургского топ–20 предпочли проигнорировать запрос редакции либо признались, что не готовы обсуждать эту тему.
Хотя, судя по всему, северокорейские рабочие пользуются в Петербурге спросом: редакции удалось обнаружить их на самых разных стройках города. Компания "Тэ Сон" даже указывала адреса своих филиалов, совпадающих со стройплощадками в Мурино и Кудрово.
В Мурино по адресу "Тэ Сона" "Полис Групп" строит жилищный комплекс "Краски лета". Правда, в момент визита корреспондента северокорейские строители трудились на объекте по соседству — занимались отделкой на объекте Selt City. В пресс–службе застройщика сообщили, что с компанией "Тэ Сон" не сотрудничают и северных корейцев не привлекают. В компании предположили, что субподрядчики могли привлечь граждан КНДР, но им об этом неизвестно.