"ЮТэйр" пытается повысить загрузку рейсов, введя билеты с плавающим временем вылета

Автор фото: Юрий Смитюк/ТАСС
Автор фото: Юрий Смитюк/ТАСС

Авиакомпания "ЮТэйр" резко снижает цены на перелет до 1 тыс. рублей, чтобы увеличить загрузку кресел. У авиакомпании самая низкая загрузка в отрасли, отмечают эксперты, почти 30% мест на рейсах "ЮТэйра" перевозят воздух.

Авиакомпания "ЮТэйр" запустила новый тариф, при покупке билета по которому пассажир будет знать только направление и дату, но не время вылета. Рейс пассажиру сообщат до полудня в день перед путешествием, отправив маршрут-квитанцию по электронной почте. Пассажиров, купивших самые дешевые билеты (новый тариф "Лайт Открытый" предполагает скидку до 50% от наиболее доступного тарифа "Лайт" без багажа и возможности возврата), система автоматически распределяет по свободным местам на рейсах, выполняемых в конкретный день.
Дешевые билеты продаются только на сайте авиакомпании, поскольку ни одна из распределительных систем, с которыми работают агенты, не поддерживает оформления билетов без указания рейса; аналогов этому нет в мировой практике. Цена билета варьируется в зависимости от даты, и максимальная выгода доступна не всегда, тем не менее заплатить чуть больше 1 тыс. рублей за полет в одну сторону вполне реально. Это близко к акционному тарифу "Победы" — 999 рублей.
Первоначально минимальный тариф будет действовать на двух направлениях из Москвы, на которых выполняется не менее трех рейсов в день: в Тюмень и Ростов-на-Дону. После завершения пилотного проекта планируется распространить практику и на другие направления с большой частотностью: конкретные города не раскрываются, но, например, в Петербург "ЮТэйр" летает 6 раз в день.
Целевая аудитория нового тарифа — в первую очередь чувствительные к цене пассажиры, летящие из одного города в другой без пересадок; как правило, это самостоятельные путешественники, которым важно сэкономить на транспортных расходах.
"Мы перевозим много деловых пассажиров. Принимая во внимание то, что им важно знать точное время вылета, нам часто приходится ценовыми инструментами ограничивать продажу последних мест в надежде на то, что эти пассажиры придут. В итоге они покупают билеты только на один из трех-пяти рейсов, которые мы выполняем между городами, а остальные места остаются незаполненными. Но также есть категория пассажиров, для которой важны не точное время вылета или прилета, а низкая цена, при этом они не готовы отказываться от высокого уровня сервиса. Иногда эти пассажиры отдают предпочтение поезду, что уже говорит о том, что параметр времени для них не главный. И мы сказали себе: давайте продавать им билеты по низкой цене и сообщать о времени за день до вылета", — объясняет коммерческий директор "ЮТэйр" — Пассажирские авиалинии" Павел Пермяков.
Для авиакомпании новый тариф — возможность заполнить пустые кресла: у "ЮТэйра" по итогам 2016 года процент занятости пассажирских кресел составил всего 71,9% — это самый низких показатель среди всех крупных российских перевозчиков. В среднем по отрасли заполняемость кресел составляет 80%.
"В условиях сложившегося в осенне-зимнем периоде избыточного предложения авиакомпаниям приходится конкурировать прежде всего по цене. Низкие тарифы эффективно стимулируют спрос: показателен пример низкобюджетной "Победы", сумевшей в короткий срок занять 5% российского рынка. Также и S7 Airlines, предложив в конце 2015 года новую тарифную линейку с дешевыми безбагажными билетами, смогла вскоре после ее запуска повысить загрузку на некоторых рейсах из Домодедово на 10-15 процентных пунктов. По итогам 2016 года эти компании показали рекордную для регулярных перевозчиков величину занятости кресел: 88,3% и 85,2% соответственно", — говорит исполнительный директор агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев. По его словам, авиаперевозчики в низкий сезон готовы продавать билеты ниже себестоимости, чтобы получить средства на покрытие прямых расходов: лизинг самолетов, услуги аэропортов, топливо, зарплата персонала. "Зачастую выгоднее дешево продать билеты, нежели взять кредит в банке", — поясняет эксперт.
Новый тариф "ЮТэйр" позволяет авиакомпании решить сразу несколько проблем: с одной стороны, ее предложение оказывается самым привлекательным на рынке и это неизбежно повысит спрос на билеты, говорит Олег Пантелеев, а с другой стороны, наиболее платежеспособная аудитория чиновников и бизнесменов едва ли заинтересуется этим предложением, следовательно, они будут по-прежнему выбирать "полновесные" тарифы.