Фото: Рюмин Александр

Красота назло кризису. Несмотря на режим экономии, продажи косметики в России за год выросли

Петербуржцы экономят на косметике больше остальных россиян, обращая внимание на скидки и подбирая более дешевые аналоги. Тем не менее рынок косметики по итогам 2016 года продемонстрировал стабильность.

По итогам прошлого года объем российского рынка косметики и парфюмерии составил 630 млрд рублей, показав рост 5% в денежном выражении, подсчитали специалисты ИХ "ФИНАМ". Эта цифра практически совпадает с показателем инфляции по итогам года 5,4%, что может говорить о стабильности рынка. Оптимисты ожидают стагнации до выхода из кризиса, остальные предрекают снижение продаж, пока доходы населения не начнут увеличиваться.

"Рив Гош" заняла в "Пассаже" второй этаж

"Рив Гош" заняла в "Пассаже" второй этаж

1794
Надежда Фёдорова

На общем фоне Петербург выделяется не лучшим образом. За год среднестатистическая петербургская семья расходует на косметику около 9 366 рублей (на 2,8% больше в сравнении с предыдущим годом). Но, несмотря на это, показатель все равно оказался на 533 рублей меньше, чем по России в целом.

Скидки спасают спрос

По данным GfK, петербургский рынок косметики по итогам 2016 года вырос на 2,7% в денежном выражении, однако упал на 4,2% в натуральном. Причина в том, что за один поход в магазин петербуржцы стали покупать меньше средств по уходу за собой, чем средний российский покупатель.

По мнению генерального директора торговой сети "Спектр" Андрея Мельникова, ситуация еще хуже — по его оценке, в прошлом году петербургский рынок упал в деньгах примерно на 3,7%.

От падения рынок косметики и парфюмерии в прошлом году удерживали промоакции и спецпредложения от производителей и ретейлеров, считают специалисты Nielsen. За счет них в ряде категорий средств по уходу за телом, лицом и для личной гигиены потребители стали чуть меньше экономить. В 2016 году покупатели действительно искали наиболее низкие ценовые предложения, согласен Андрей Мельников.

По его наблюдениям, такая тенденция наблюдается с конца 2015 года, и ретейлеры вынуждены принимать это во внимание. "В итоге количество акций и спецпредложений выросло, хотя мы стараемся, чтобы их доля не превышала 25%, — подчеркивает топ–менеджер. — При этом скидки по сравнению с докризисным временем стали больше: если раньше речь шла о 10–15%, то сейчас продавцы предлагают товары с дисконтом 20–25%".

В "Спектре" отмечают, что с начала 2017 года покупательская корзина стала дешевле на 1%.

Поставщик тюбиков для "Невской косметики" и "Ив Роше" модернизируется на 500 млн рублей

Поставщик тюбиков для "Невской косметики" и "Ив Роше" модернизируется на 500 млн рублей

4746
Екатерина Фомичева

В поисках аналога

Конечно, кризис не заставил покупателей полностью отказаться от косметической продукции, но теперь они стараются экономить и стали гораздо разборчивее. Например, легко переключаются на более дешевые аналоги.

В некоторых случаях, несмотря на переход покупателей на более бюджетные марки масс–маркета, средний чек остается практически неизменным. По мнению гендиректора интернет–магазина Kupi–prosto.ru Ольги Ефимовой, это говорит о том, что люди готовы тратить на уход за собой столько же денег, но теперь хотят получать взамен больше продуктов. В сети "Улыбка радуги" наблюдают перемещение покупателей из гипермаркетов и специализированных магазинов в формат дрогери.

"Сейчас потребитель увлечен поиском новых марок и продуктов более дешевого сегмента. При этом мы наблюдаем все более прагматичный подход к выбору косметики", — фиксирует гендиректор "Улыбки радуги" Алексей Баулин. В поисках дешевых аналогов потребители обращают внимание на отечественную косметику и универсальные средства, отмечают некоторые эксперты. "Клиенты активно сосредоточились на бюджетной косметике российского и белорусского производства взамен привычной европейской", — говорит Ольга Ефимова.

Рост только онлайн

Рост онлайн–торговли коснулся и сегмента косметики. По оценке дистрибьютора Citynature, в 2015 и 2016 годах количество розничных торговых точек, специализирующихся на торговле косметикой, сокращалось на 10% ежегодно. На этом фоне продажи косметики в Интернете выросли на 20%.

В OZON.ru говорят о росте продаж категории "косметика" на 27% к прошлому году. По словам представителя интернет–ретейлера, эта категория стала одной из ключевых в ассортименте и растет быстрее других позиций. У сети Lush на продажи через интернет–магазин приходится более 3% выручки, и в компании ожидают дальнейшего роста.

В наступившем году игроки рынка не рассчитывают на улучшение ситуации. "Рынок продолжит снижаться, потому что цены растут, а доходы — нет. Хотя, например, показатели нашей компании выросли, и от планов по открытию новых магазинов мы не отказываемся. Тем более на падающем рынке можно получить очень интересные предложения по локации и стоимости аренды", — оптимистичен Андрей Мельников.

Аналитик "ФИНАМ" Тимур Нигматуллин тоже не прогнозирует улучшения, по итогам 2017 года эксперт ожидает стагнации рынка в денежном и натуральном выражении — цены будут снижаться из–за переориентации спроса в нижний ценовой сегмент, соглашается аналитик.

Мы фиксируем появление спроса на российскую региональную нишевую косметику. Это связано с тем, что до скачка курса доллара в конце 2014 года 90% косметики, стоящей на полках магазинов, было зарубежного производства. Потребители стали меньше тратиться на дорогую парфюмерию и средства ухода, стали реже экспериментировать с брендами и видами косметики. В итоге россияне стали покупать либо то, что они знают, чем уже пользовались, либо то, что реально работает. Исключением стала корейская косметика, ее продажи растут третий год подряд, многие покупатели перешли на нее с израильской и европейской косметики.
Михаил Пестерев
генеральный директор дистрибьютора косметики CityNature.ru
Для Lush в России 2016 год прошел достаточно успешно — на протяжении всего года наша сеть показывала положительную динамику продаж, нам удалось открыть несколько магазинов. В 2017 году мы рассчитываем на рост продаж на уровне 15%. Выручка сети составила примерно 1,5 млрд рублей. Самый большой всплеск продаж происходит перед Новым годом, а вот следующим за ним идет 8 Марта. В марте выручка, как правило, примерно в полтора раза выше, чем в остальные месяцы года (за исключением декабря). 14 февраля также дает небольшой прирост продаж.
Дмитрий Азаров
генеральный директор и совладелец Lush Russia
Наталья Модель, Александра Конфисахор Все статьи автора
16 февраля 2017, 00:15 6970
Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама