Почему в стартапе нужно сразу решить, кто главный

 

Как инвестор сейчас много работаю со стартапами. Расскажу об одной распространенной ошибке, которую делают основатели. С самого начала они не могут определиться, кто главный, и решают оставить этот вопрос на потом. Это только откладывает проблему на будущее и делает ее еще более критичной.
Стартап часто будет требовать срочных решений. И выбирать нужно будет не между хорошим и плохим вариантом, а между двумя плохими. И часто после принятия решения кто–то будет недоволен.
Быть предпринимателем — значит иметь силы принять решение в сложной ситуации и нести за него ответственность. Спокойно и зачастую цинично выбирать то, где меньше всего потерь или что лучше в долгосрочной перспективе. И если нет человека, который готов это делать, такая компания может долго топтаться на месте и в итоге пропустить точку невозврата.
Я считаю, что принцип коллективного принятия решений в компании сам себя убивает. Есть несколько компаний, которые могут себе позволить не принимать решения, пока все стороны не будут согласны. Например, Google, но она сидит на фонтане с деньгами.
Единственный эффективный способ управления — монархия. Она может быть мягкой. Например, в моей компании есть "проектный комитет". На нем мы отбираем идеи и проекты, которые берем в работу. Я внимательно выслушиваю все мнения, но финальное решение за мной.
С моей точки зрения, пусть лучше один человек ошибется и сделает выводы, чем группа людей будет бесконечно ходить по кругу в страхе принять неверное решение. Ответственность не может быть разделена.
Поэтому для стартапов крайне важно, чтобы ответственность нигде не дублировалась и за каждым направлением был закреплен конкретный ответственный.
Обратная сторона той же медали — когда все основатели хотят только рулить. Однажды ко мне пришла команда основателей с проектом, в основе которого технологическая платформа. Но ни один из основателей не хочет разбираться ни в технике вопроса, ни в маркетинге. Оба хотят быть руководителями–стратегами и отдавать работу на аутсорс за деньги. В инвестициях пришлось отказать.
С таким подходом ребята далеко не уйдут. Человек со стороны не способен погрузиться в продукт так же, как основатели.
В идеальной команде стартапа один человек делает продукт, другой занимается маркетингом и продажами. Да, не все в команде должны быть профи в отрасли, в которой вы делаете стартап. Но, если хотя бы один будет экспертом в этой теме, шансов выстрелить у стартапа на порядок больше.
Автор - основатель и гендиректор компании Timeweb