Не с кого спросить: почему крушение Ту-154 может остаться без последствий

Автор фото: Trend/ Евгений Асмолов

Министерство обороны так устроено, что гражданские не могут задавать им никаких вопросов. Поэтому трагедия с разбившимся Ту-154 имеет все шансы стать первой катастрофой, не повлекшей никаких последствий.

Каждая авиакатастрофа — трагедия. Но некоторые авиакатастрофы вызывают в обществе особенно острую эмоциональную реакцию благодаря особым обстоятельствам, и тогда наблюдатели не ограничиваются выражением скорби. Разбившийся под Адлером Ту-154, направлявшийся из Москвы в сирийскую Латакию с остановкой в Сочи, как раз из таких.
Слова "Сирия" и "военный" послужили тем триггером, который запустил в соцсетях бурную реакцию и дебаты на политические темы. Подавляющее большинство не соответствующих моменту комментариев следует списать, вероятно, на чрезмерное перевозбуждение, усиленное политическим подтекстом, — как это всегда бывает в любой трагедии, где присутствует такой подтекст.
Все это уже приходилось наблюдать и раньше. Когда в Париже один за другим происходили теракты, например. Или когда под Смоленском разбился самолет с президентом Польши. И даже когда над Синайским полуостровом взорвался лайнер с туристами из Петербурга. В минуты большого напряжения политизированным блогерам особенно остро хочется увидеть себя на светлой стороне, а своих оппонентов — на черной как смоль. Убедиться, что они все делают правильно. Как будто они есть, когда самолет разбивается, — светлая и темная стороны.
Политические дебаты стоит оставить соцсетям; авиакатастрофа — это в первую очередь техническое происшествие. После каждой авиакатастрофы полагается расследовать ее и делать выводы. Погибших уже не вернуть, но можно постараться сделать так, чтобы ошибка не повторилась еще раз.
Во всех предыдущих случаях следовала административная реакция властей. В таких случаях обычно начинаются тотальные проверки то аэропортов, то авиакомпаний, и, как правило, они вдохновляются призывами ограничений и запретов. Когда в прошлом году в Ростове-на-Дону разбился Boeing авиакомпании FlyDubai, Росавиация начала проверку всех лоукостеров и рекомендовала всем перепроверить и при необходимости дообучить пилотов. Крушение Boeing в Казани в 2013 году стоило лицензии авиакомпании "Татарстан". После того как в 2011 году рухнул на взлете Як-42 с хоккейным "Локомотивом" на борту, Дмитрий Медведев потребовал уменьшить количество авиакомпаний в стране.
После каждой катастрофы частного перевозчика рынок перекраивают — перегруппировывают систему управления, отзывают лицензии, расформировывают управления Росавиации, ужесточают всевозможные правила допусков и аттестаций. Через 3 дня после того, как в Петрозаводске упал Ту-134 компании "РусЭйр", тот же Дмитрий Медведев распорядился вовсе вывести тип самолета из эксплуатации, а компания потеряла лицензию. А после катастрофы в Казани активно заговорили о запрете на покупку устаревших самолетов из-за рубежа.
И вот что пока непонятно в истории с разбившимся Ту-154 — это как будет реагировать государство. Будь это самолет частной компании, наверняка последовали бы привычные меры. Но речь идет о Министерстве обороны. Которое может эксплуатировать устаревшие самолеты, самостоятельно проверять их состояние — что бы ни утверждали военные, проверить их нельзя — и в общем и целом не отвечать ни на какие вопросы.
У Минобороны, видимо, невозможно отозвать лицензию эксплуатанта: хотя ведомство заказывает на стороне немало перевозок, рейс в Сирию все-таки дело особенное, не каждый частник возьмется, Минобороны невозможно запретить пользоваться определенным типом самолетов (хотя эксперты и говорят об исключительной надежности Ту-154, коммерческие перевозчики на них давно не летают, их эксплуатацию запретили не только в Европе, но и, например, в Иране, и, в конце концов, почему-то он все-таки упал), невозможно приостановить работу военного аэродрома. По крайней мере, пока не слышно традиционных в таких случаях призывов что-нибудь ужесточить и как следует проверить.
Министерство обороны так устроено, что гражданские не могут задавать им никаких вопросов. Поэтому трагедия с разбившимся Ту-154 имеет все шансы стать первой катастрофой, не повлекшей никаких последствий. Хотя это наверняка не последний борт, который ведомство повезет в Сирию.
Подписывайтесь на канал ДП в Телеграме , чтобы первыми узнавать о важных новостях экономики, бизнеса, политики и общества!