Состояние нестояния

Банкротная практика остается одной из самых быстрорастущих на юридическом рынке Петербурга. Немаловажную роль в этом сыграло развитие сегмента личных банкротств граждан.

Петербургский рынок банкротств продолжает уверенный рост. Банкротства физлиц, которые стали основной причиной всплеска обращений в суд, в этом году обеспечили немногим более скромный рост. Согласно данным Арбитражного суда по Петербургу и Ленобласти, число банкротных дел с начала 2016 года выросло на 31,5% по отношению к показателям прошлого года. За 11 месяцев 2015 года темпы роста были выше — 48,8% по отношению к аналогичному периоду 2014 года. Объем этого сегмента юридического рынка оценивался по итогам 2015 года в 1,5 млрд рублей, из них в Карту юридического рынка Петербурга "ДП" попало 611 млн.

Благосостояние банкрота

В юридической компании Castren&Snellman отмечают, что доходы от этой практики в 2016 году по отношению к 2015–му увеличились на 20%, при этом число обращений было чуть больше, чем в прошлом году. "Незначительно увеличилось число запросов клиентов, выступающих в качестве независимых кредиторов в делах о банкротстве", — добавляют в компании.
"Годом ранее количество обращений было существенно меньше, — согласен Илья Соломатин из PwC Legal, — в этом году наблюдается устойчивый рост числа обращений клиентов, включая дела о банкротстве граждан". По его подсчетам, за три квартала 2016 года возбуждено столько же дел о банкротстве, сколько за весь 2015 год.
Инна Вавилова, управляющий партнер "Прайм Эдвайс", говорит, что они такой подсчет не ведут, так как считают, что количество обращений в этой практике — не самый информативный показатель. Но подчеркивает, что оно точно не снизилось, а доходы по банкротной практике уверенно росли.
Объявить себя банкротами с 1 октября 2015 года могут не только юридические лица и индивидуальные предприниматели, но и простые граждане.
Еще в прошлом году это нововведение стало основной причиной взрывного роста числа обращений. В этом году тенденция продолжается, хотя динамика стала куда спокойнее. "Активность по банкротствам физических лиц возросла. Я бы сказала, что банкротства стали, как это ни странно прозвучит, рутинной процедурой", — говорит Инна Вавилова.
"Банкротство — агрессивно растущая практика, усилена банкротствами физических лиц", — подтверждает общий тренд управляющий партнер юридической фирмы CLC Наталья Шатихина.
"Увеличилось количество "групповых" банкротств граждан, — отмечает партнер Апелляционного центра Владимир Полуянов. — К банкротствам граждан подходим очень выборочно, исключая закредитованных в МФО потребителей и принимая в работу только интересные дела с вопросами на стыке отраслей права. Например, банкротство плюс уголовные споры, банкротство, плюс семейный спор, и, скажем, плюс имущество за границей. Доходы от практики и число обращений выросли на 10–15%".
"Ожидаемо выросло количество банкротств граждан, — говорит Сергей Бакешин, старший юрист Maxima Legal. — Хотя их число до сих пор остается относительно небольшим и кредиторы неохотно используют этот инструмент выбивания долгов".

Причины роста

Однако это не единственная причина роста рынка "могильщиков бизнеса". Поддерживает тенденцию, вполне ожидаемо, кризис. Хотя в 2016 году уровень инфляции снизился и составил 6,09% против 12,9% в 2015 году, все–таки ситуация остается сложной для малых предпринимателей, и частных лиц в том числе. Недоступные кредиты, падение потребительского спроса подкосили многих предпринимателей в 2015 году, и подача банкротного иска стала логичным следствием в 2016 году. "В условиях кризиса прослеживается тенденция начала банкротств должниками по собственной инициативе", — говорит Максим Смирнов, юрист практики разрешения споров Rightmark Group. Также он отмечает традиционно низкий уровень удовлетворения требований кредиторов в случае банкротства их контрагента: он сегодня обычно составляет считаные проценты от номинала обязательства. Предпосылок для изменения ситуации в 2017 году пока нет. Потребительский спрос растет крайне медленно, процедура банкротства физлиц постепенно оттачивается, и в следующем году юристы также ждут дальнейшего числа поданных исков, хотя и не такими темпами, как в этом году.
Несмотря на позитивные тенденции, наращивать персонал в практике банкротств юридические компании не спешат. Даже те, кто в этом году принимал на работу новых сотрудников, чаще всего говорят о единичных примерах. Rightmark Group нанимал юриста. "Обучили одного из старых сотрудников на арбитражного управляющего", — отмечают в "Апелляционном центре".
Кстати, по данным опроса SuperJob, число довольных своей зарплатой юристов за последние 5 лет заметно снизилось — с 20% в 2010 году до 13% в этом году. Впрочем, некоторые участники рынка отметили снижение по практике: в ОКГ констатировали минус 50% по выручке при росте числа обращений.

Тренды

Положительной для данного сегмента рынка тенденцией Максим Смирнов называет рост числа случаев привлечения к личной ответственности директоров компаний–банкротов.
Иван Смирнов, управляющий партнер санкт–петербургского офиса АБ "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры" главным трендом этого года называет усиление активности консультанта, в том числе юридического, в процессе банкротства. Он поясняет, что юридические фирмы, самостоятельно или объединившись с финансистами, предлагают услугу по реструктуризации активов для оздоровления предприятия или "мирного" выхода из банкротства. При этом все чаще юристы выкупают активы не в интересах клиента–кредитора, а в собственных, добавляет он.
По мнению Ильи Соломатина, важным для рынка стало изменение законодательства, а именно: усиление ответственности контролирующих должника лиц, совершенствование порядка продажи имущества банкротов, увеличение размера выплат арбитражным управляющим, ужесточение их ответственности за нарушения законодательства в сфере банкротства и другие.