Анастасия Жигач Все статьи автора
19 декабря 2016, 11:28 1362

Почему не нужно смешивать бюджеты на корпоративные подарки и благие дела

Благотворительность все чаще превращается в подарки к Новому году: петербургские компании смешивают бюджеты на корпоративные подарки и благие дела, стремясь таким образом сократить свои издержки. Бизнес–тренеры напоминают, что не все контрагенты смогут оценить такой шаг, и предупреждают, что в результате можно добиться совсем обратного эффекта.

"Подобную практику с заменой корпоративных подарков взносами на благотворительность западные компании практикуют очень давно, это явление даже получило название — alternative giving. Приятно осознавать, что эта тенденция пришла и в Россию", — говорит Анастасия Ложкина, директор по фандрайзингу благотворительного фонда "Арифметика добра".

Аналитики подсчитали, сколько россиянам будет стоить новогодний стол

Аналитики подсчитали, сколько россиянам будет стоить новогодний стол

181

Среди российских компаний тоже растет число тех, кто в том или ином виде начинает развивать программы корпоративной социальной ответственности, и это положительная тенденция, которая не сходит на нет даже в непростые для бизнеса времена, отмечает Екатерина Овчинник, директор по персоналу компании "Интеркомп". "Этому тренду уже 10 лет. Еще в 2008 году наши клиенты–партнеры получали от нас к празднику открытки и календари с поздравлениями из детского дома, с которым мы сотрудничали в то время. Как относиться к этой тенденции — этот вопрос каждый решает сам для себя. Благотворительность должна быть разная: тихая и громкая, разная", — делится своим мнением Екатерина Овчинник.

"Я отношусь к этому безусловно положительно, — отмечает заместитель председателя правления банка "Санкт–Петербург" Оксана Сивокобильска. — В этом году мы решили большую часть бюджета банка, предназначенного для изготовления новогодней сувенирной продукции, направить на помощь детским домам — клиенты и партнеры вместо новогодних подарков получат символ и будут понимать, что вместе с банком сделали доброе дело".

В большинстве случаев так поступают крупные компании, и это считается хорошим тоном для поздравления партнеров, говорит Татьяна Бурянина, руководитель отдела общего подбора персонала ManpowerGroup Russia. Она напоминает: зачастую сотрудникам запрещено принимать подарки дороже некоторой суммы, а значит, они не ожидают ценных подарков и позитивно отнесутся к тому, что партнер переведет деньги на благое дело.

Они все понимают

"Наша компания активно поддерживает этот тренд: в этом году мы отказались от многолетней традиции дарить подарки, вместо этого направим весь запланированный бюджет в благотворительный фонд, присоединив имена партнеров к сопроводительному письму, — рассказывает Сергей Котырев, глава UMI. — Проведя опрос среди партнеров, мы получили единогласную поддержку этой инициативы и горячее желание присоединиться и очень рады такой осознанности участников рынка".

По оценкам Comcon, российские компании на корпоративные подарки тратят ежегодно 26 млрд рублей. Более 80% этих средств пропадает зря, оседая в виде тонн бесполезных ежедневников и календарей в ящиках столов, считает Анастасия Ложкина.

"Все понимают, что большая часть подарков не нужна клиентам и партнерам, они передариваются. А детям эти деньги нужнее, — говорит Оксана Сивокобильска. — Я очень люблю такие подарки: в них вложена душа, и я ощущаю себя причастной к доброму делу".

Путин посоветовал главам госкомпаний отправлять часть зарплаты на благотворительность

Путин посоветовал главам госкомпаний отправлять часть зарплаты на благотворительность

205

"Мы вообще против трат на сувенирку, а в качестве подарков выбираем впечатления. Например, традиционный подарок PR Inc. - это билеты в Большой театр, — рассказывает основатель коммуникационного агентства PR Inc. Ольга Дашевская.  — В 2014 году мы направили весь бюджет агентства на новогодние подарки в благотворительный фонд "Вера": сумма пошла на помощь детям, которых, к сожалению, уже нельзя вылечить, но им можно помочь".

На свой день рождения я отказалась от подарков и попросила коллег и друзей помочь девочке собрать средства на реабилитацию после дорогостоящей операции. Все больше моих друзей и клиентов PR Inc. поступают так же. Один из наших крупных клиентов попросил в его день рождения ничего ему не дарить, а направить средства благотворительному фонду Марка Кауфмана, который помогает людям с онкологическими заболеваниями.

Неоднозначный выбор

Тем не менее не все так однозначно, как кажется. Некоторые эксперты полагают, что благотворительность не должна быть вместо чего–то: подарков, бонусов или приятных вещей. Тем более что обычно компании идут по самому легкому пути: преподносят партнерам в качестве новогоднего подарка открытки от благотворительного детского фонда, куда перечисляют деньги. "Поставит ли клиент вашу открытку на стол, будет ли она напоминать о вас круглый год? Нельзя забывать, что праздничная сувенирка — инструмент маркетинга, способ поблагодарить за сотрудничество, задел на будущий год, — рассуждает Ольга Берек, генеральный директор Cmyk Laboratory. — Я уверена, что подобные альтернативные "подарки" не вызывают умиления у получателей, в лучшем случае они забываются через минуту, в худшем — вызывают раздражение". Если уж и рисковать таким образом, говорит она, стоит придумать что–то особенно креативное, и приводит пример: "Вы и ребенок из Ивановской области получили этот бельгийский шоколад. Подарок — символ нашей с вами работы, ведь вместе мы делаем этот мир лучше".

"Большинство людей воспринимают подарки как знак подтверждения того, что помнят, ценят и заинтересованы в дальнейшем сотрудничестве. И совсем не важно, что происходит с подарками после того, как их подарили", —  защищает "благотворительные" подарки Наталья Рясина, партнер DS Law.

Мы нашли компромисс,  — рассказывает Наталия Малашенко, директор по корпоративным отношениям UPM. — Купили подарки у компании, которая сотрудничает с социальными предпринимателями: скворечники и кормушки, сделанные в мастерской "Руки оттуда", где учатся работать дети-сироты, подопечные центра равных возможностей "Вверх", а также носки и варежки, связанные бабушками в Суздальском районе Владимирской области. Для них такой заработок - хорошая прибавка к крохотной пенсии».

Благотворительность должна быть самостоятельным решением человека или компании, считает председатель совета директоров компании "Проект 111" Андрей Дегтяренко, и навязывать ее партнерам не нужно: "Корпоративные подарки — это в первую очередь реклама, напоминание о компании в руках партнера. Поэтому промоподарок должен быть качественным, удобным, полезным и с логотипом именно вашей компании. Это не отменяет благотворительных проектов, которые просто должны жить отдельно от подарков, тем более — новогодних". Люди любят дарить радость, а жизнь и здоровье ребенка может стать самым радостным подарком к Новому году, не согласна с ним Наталья Рясина.

"Подарок — это знак внимания и особого отношения к клиентам с учетом их потребностей и интересов, который выбирается с достаточной тщательностью. И результаты труда детей из детдомов не очень подходят для этого. Сообщать клиентам о том, что средства, потраченные на подарки, пойдут на чьи-то нужды, тоже не стоит. Если уж вы решили заняться благотворительностью, выбирайте другие форматы", —  говорит Инна Алексеева, генеральный директор PR Partner.

Подарок раздора

"Компании, которые уверенно держатся на рынке, могут позволить себе безвозмездную помощь нуждающимся, не пытаясь извлечь из этого рекламы или коммерческой выгоды", — считает Юрий Сухарев, владелец ПКП "Ресурс".

"Эффект от включения благотворительности в корпоративную коммуникацию может быть самым разным, заранее его предсказать трудно, — предостерегает Владислав Гладенков, представитель компании Superjob. — Поэтому если у вас есть малейшие сомнения, что партнеры и клиенты могут понять вас неверно, лучше выбрать другие инструменты".

"Сейчас благотворительность стала методом воздействия в бизнесе на людей, — говорит Алексей Банников, генеральный директор ГК "Фотосклад". — Ваш партнер не всегда может понять такой подарок и оценить это как жест широкой души. Более того, именно это вполне может разбить партнерские отношения или сделать их более напряженными. Мы занимаемся благотворительностью, но не привлекаем к этому партнеров, считая, что это должно происходить частным образом".

"Совмещение бюджетов на благотворительность и корпоративные подарки и превращение этой практики в постоянную - не очень хорошая идея. Благотворительность - это добровольное мероприятия, а превращая эту практику в постоянную, ты волей - неволей лишаешь своих партнеров права выбора", - напоминает генеральный директор ГК «Пионер» в Петербурге Андрей Грудин.

"Негативный эффект может быть только из–за того, что компания чересчур афиширует благотворительную деятельность, стараясь прорекламировать свои достоинства. Это отталкивает и может навредить имиджу компании", — уверена Татьяна Мартюшева, руководитель офиса Antal Russia в Петербурге.

"Хорошо, когда компании вспоминают о благотворительности не только по праздникам, а проводят регулярную работу в этом направлении", — резонно напоминает Татьяна Мартюшева.ровье ребенка может стать самым радостным подарком к Новому году, считает Наталья Рясина, партнер DS Law.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама