Как должен проявляться патриотизм в бизнесе. Комментарий

 

Глава Сбербанка Герман Греф считает, что в России есть настоящие патриоты, а есть лжепатриоты. Эти последние являются противниками каких-либо изменений, утверждают, что все хорошо и так, таким образом проявляя отсутствие заботы о будущем страны. Бизнес истинного патриота, по словам Грефа, должен соответствовать времени и даже опережать его, а для этого предпринимателям нужно постоянно меняться самим и заставлять меняться окружающих; именно такие люди изменят настоящее и определят будущее, считает глава Сбербанка.
Лжепатриотизм — это когда человек громко кричит о любви к Родине с единственной целью: заработать много денег. А настоящий патриотизм — это прекрасное, светлое, абсолютно естественное чувство свободного человека. Оно проистекает в первую очередь из уважения человека к самому себе.
В 1990-е годы мы прожили период существенных ментальных и духовных деформаций. Слово "патриот" было ругательным. Так происходит в нашей стране всякий раз в переломные периоды, в моменты кризиса: в 1870-е, в 1920-е. Когда назревает серьезный кризис, начинается издевательство над этим прекрасным естественным чувством.
В последние 20-25 лет мнения разделились на две части. Одни говорят: все плохо, все не годится, давайте резко все поменяем, сломаем через колено страну, людей, уклад жизни. Другие соглашаются, что нужны реформы, но предлагают проводить их постепенно, вдумчиво, не забывая, что мы не немцы, не японцы и не американцы.
И вот с этим я согласен: наш путь к счастью, к богатству, к эффективности, к достойной жизни — не совсем такой, как у других. Этот путь нужно тщательно вырабатывать, иначе мы опять окажемся в ситуации, когда все будут ломать все об колено, потом сращивать сломанные кости, рискуя угодить в атмосферу реакции, когда будет восстанавливаться именно то, от чего действительно стоило отказаться.
Как должен проявляться патриотизм в бизнесе? В честном способе ведения своего бизнеса. Предприниматель должен исходить из того, что и у него, и его детей будет только одна Родина; в ней будет его дом, в ней будут его капиталы, в ней он будет платить налоги. И такой предприниматель не захочет уезжать из своей страны, принимая чужое гражданство, только ради того, чтобы сэкономить на налогах. Нужно здесь, на Родине бороться за то, чтобы сформировались оптимальные условия для ведения бизнеса в наших конкретных обстоятельствах.
Олег Барков — генеральный директор "Ханса СПб Девелопмент"