Суд по интеллектуальным правам принял иск японского одежного концерна Fast Retailing Co Ltd, владельца бренда Uniqlo, к авиакомпании "ЮТэйр" о лишении ее прав на товарный знак UT в отношении товаров класса "одежда".
На прошлой неделе в Суд по интеллектуальным правам РФ поступил иск японского производителя одежды Fast Retailing Co Ltd к ОАО "Авиакомпания ЮТэйр" о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака UT, зарегистрированного в реестре Роспатента под номером 242082, в отношении товаров 25-го класса (одежда) в связи с его неиспользованием.
Залетел на рынок
Fast Retailing (оборот в 2016 финансовом году — $14,1 млрд) владеет одежными брендами Uniqlo, GU, Theory, Comptoir Des Cotonniers, Princess Tam-Tam, J-brands, PLST и др. Компания вышла на российский рынок в 2011 году, начав с Москвы, где у нее пять магазинов. В Петербурге первый магазин открылся в ТРЦ "Галерея" в декабре 2015 года. Недавно ретейлер объявил, что откроет еще два: в комплексах "МЕГА Дыбенко" и "Лето". В пресс-службе Uniqlo пока не ответили на запрос "ДП".
Товарный знак UT используется концерном для маркирования футболок Uniqlo T-shirts. Однако продажи в России этого товара затруднены в связи с тем, что товарный знак запатентован "ЮТэйр".
ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" (база в Ханты-Мансийске, парк — 77 самолетов и 343 вертолета, оборот за первое полугодие 2016 года — 33,7 млрд рублей, убыток до налогообложения — 1 млрд рублей) входит в пятерку крупнейших российских авиакомпаний. В 2015 году компания перевезла 5,5 млн пассажиров.
Товарный знак UT был запатентован компанией в 2002 году в отношении 16 классов товаров, начиная от 12-го (автомобильные и авиационные принадлежности) и заканчивая 43-м (гостиницы, пансионы и т. д.). В пресс-службе "ЮТэйр" корреспонденту "ДП" сообщили, что информация об иске в авиакомпанию еще не поступала. Действительно, суд по 5 сентября оставил иск Uniqlo без движения по причине неуведомления ответчика.
Авиакомпания является клиентом петербургской юридической фирмы "Усков и партнеры", которая и регистрировала товарный знак. Управляющий партнер фирмы Вадим Усков пока не прокомментировал дело.
Главное — продавать
По словам экспертов в сфере интеллектуального права, принципиальным вопросом для определения правоты в споре Uniqlo против UTair будет факт продаж авиакомпанией одежды со своим логотипом.
"Если "Ютэйр" продавал что-то из одежды, шарфики и так далее — в фирменных сувенирных магазинах (не знаю, есть ли у них таковые), то в иске откажут, — прогнозирует патентный поверенный бюро "Городисский и партнеры" Виктор Станковский. — Если это исключительно форменная одежда, которая не вводилась в гражданский оборот, могут и удовлетворить".
"Бремя доказывания в споре будет распределяться следующим образом, — комментирует Наталья Демина, юрист "Максима лигал". — Истец должен будет доказать свою заинтересованность в досрочном прекращении правовой охраны товарного знака, а ответчик — доказать факт его использования. При этом следует обратить внимание, что судом будет учитываться не любое использование товарного знака, а лишь совершение действий, непосредственно связанных с введением товара в гражданский оборот, доведением его до потребителя".
В пресс-службе авиакомпании сообщили, что одеждой она не торгует: "Знак используется только на форменной одежде".