Порядку и чистоте рабочего места сотрудника работодатель придает слишком много значения. Считается, что стол — это индикатор эффективности работы: если чисто, значит, человек хорошо мотивирован и справляется. Если бардак — пора бить тревогу. Недавно ученые выяснили: беспорядок на столах не всегда вреден, он может быть даже полезен.
"Порядок на рабочих местах означает, что все процессы выстроены, информационные потоки налажены, поставленные задачи решаются вовремя, а к нужным файлам всегда есть оперативный доступ", — так считают почти все работодатели.
Доходит до абсурда. Руководитель практики "Высокие технологии и телеком" рекрутинговой компании "Марксман" Ольга Кочергина рассказывает: "Представитель компании–работодателя, пока кандидат проходил у них в офисе интервью, выходил на парковку и осматривал машину кандидата: вымыта ли она? Порядок ли в салоне?" Таким образом в компании делали вывод об аккуратности кандидата. Но так ли это важно? На этот счет есть разные мнения.
Чистота — залог эффективности
"Для меня, как руководителя, важна опрятность рабочего места: все должно быть сложено аккуратно. Особенно принципиально отсутствие одежды на спинках стульев и прочего не относящегося к работе", — говорит Татьяна Бурянина, руководитель направления общего рекрутмента ManpowerGroup в СПб.
В большинстве случаев бардак на рабочем столе означает потерю внимания и трудности с концентрацией, считает владелец компании MyCell Илья Гутман: "Это оказывает влияние на эффективность работы сотрудника, скорость выполнения задач. Для работодателя это важный сигнал, что у сотрудника снижается мотивация, возможно, у него есть проблемы в работе".
"Большую часть стола рядового сотрудника занимает бумага, — справедливо замечает София Куковякина, HR–директор Konica Minolta Business Solutions Russia. — Когда неисчезающие стопки документов становятся привычным делом, на столе появляются и посторонние предметы, не имеющие отношения к работе. Так возникает хаос". Она поясняет: в ее компании к рабочему месту подходят не локально, а глобально: порядок на столе и вокруг обеспечивает электронный документооборот.
Работодатели сдерживают хаос разными способами. Например, в правилах внутреннего распорядка Coca–Cola HBC России прописано, что должно находиться на столе, а что нет.
"Порядок на рабочем месте положительно влияет на эффективность работы, — уверена Ксения Экова, региональный HR–менеджер по Северо–Западу Coca–Cola HBC Россия. — Мы стремимся развить среди своих сотрудников культуру поддержания порядка. Раз в квартал проводим дни чистых столов, ставим в пример тех работников, кто содержит свои рабочие места в чистоте".
В "САН ИнБев" используют японский метод организации рабочего пространства 5S, состоящий из пяти шагов: удаление ненужного, определение для каждой вещи своего места, систематическая уборка, стандартизация трех первых шагов и самодисциплина. "Каждый месяц мы проводим аудиты по 5S и отмечаем лучшие департаменты, — говорит Ольга Антонова. — Рейтинг соответствия требованиям 5S публикуется в еженедельной рассылке и освещается на бизнес–брифингах".
Полезный хаос
"О компании судят по ее сотрудникам и обстановке. Если на столе бардак, сложно убедить партнера, что вы внимательны к мелочам", — считает Елена Крачковская, руководитель административного отдела ГК "ХОСТ".
А вот Наталья Лосева, руководитель отдела маркетинга и PR в Acsour, напротив, считает, что однозначной связи между бардаком на столе и хаосом в голове нет: "Поддержание идеального порядка — лишняя трата времени и сил. Мало того что необходимо продумать сложную систему, как и где хранить бумаги, надо еще постоянно и аккуратно классифицировать все, что попадает в руки. Кроме того, мы склонны забывать про те бумаги, которые мы убираем по лоткам и ящикам".
Ученые из University of Minnesota недавно доказали, что беспорядок не снижает КПД работника, но помогает ему лучше работать. "Я знаю ребят, которые работают более продуктивно, если стол завален бумагами, записками, мотивационными картинками и смешными цитатами", — подтверждает генеральный директор PR Partner Инна Алексеева.
Особенно вреден идеальный порядок на столе для тех, кто работает в мультизадачности и вынужден постоянно переключаться с проекта на проект, считает Наталья Лосева.
"То, как выглядит стол сотрудника, определенно говорит о его подходах к работе и текущем состоянии его задач", — продолжает мысль Артур Булатов, один из руководителей Brooma. Так, представителям креативных профессий творческий хаос на столе помогает черпать вдохновение и вообще — творить.
"Если специфика работы такова, что бизнес–среда вокруг очень быстро меняется, есть запросы, которые важно быстро удовлетворить, компания работает в высококонкурентной среде, важнее результат, который показывает сотрудник, а не его идеальный стол", — напоминает коллегам Ольга Кочергина. Поэтому требовать порядка на столах у представителей творческих профессий, консалтинговых и маркетинговых агентств, а также СМИ, бессмысленно.
Шеф–редактор портала "Работа.ру" Анна Чуксеева резюмирует: "Конечно, если на столе лежит заплесневелый хлеб, это как минимум неприятно. Если же говорить о кипах неразобранных документов и куче бумажек — это личное дело каждого. В конце концов, Альберт Эйнштейн был в чем–то прав, говоря: "Порядок нужен лишь глупцу, гений властвует над хаосом".
Если сотруднику для достижения целей необходим хаос — дайте ему эту возможность. Джобс, Эйнштейн и Твен, например, не были поклонниками идеального порядка.