В распоряжении "ДП" оказался адресный перечень 23 газовых АЗС, которые компания "Газпром газомоторное топливо" собирается построить в Петербурге и Ленобласти в 2017-2018 годах. Автопроизводители и дилеры с нетерпением ждут их появления, рассчитывая, что это вызовет рост продаж газовых автомобилей не менее чем на 20%.
Как стало известно "ДП", до конца 2018 года "Газпром газомоторное топливо" построит в Петербурге пятнадцать и в Ленобласти восемь автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС), позволяющих заправлять машины метаном (компримированный природный газ, КПГ). На это потребуется 5 млрд рублей.
Петербургские газовые заправки появятся в границах КАД (см. карту), областные — в Гатчине, Кингисеппе, Всеволожске, Тосно, Пикалево и в Ломоносовском районе. В 2017 году откроется пять заправочных комплексов, остальные — в 2018-м. Кроме того, к тому же сроку "Газпром газомоторное топливо" собирается разместить в Петербурге и Ленобласти 14 передвижных модулей КПГ. Сейчас в городе и области действуют три АГНКС и три модуля КПГ.
"Газпром газомоторное топливо" уже получила одобрение смольнинской комиссии по землепользованию и застройке на размещение заправок на трех участках в Петербурге (на улицах Фучика, Ново-Никитинской и 3-м Верхнем переулке).
Читайте также:
Новости СПб
ПТК жмет на газ
Открывать новые газовые АЗС не выгодно, пока газового транспорта, работающего на КПГ, слишком мало — лишь около 500 единиц, поясняют эксперты. Сейчас в Петербурге и Ленобласти действуют три АГНКС и три модуля КПГ. В 2015 году их загрузка составила лишь 12,1%.
С другой стороны, автопроизводители с нетерпением ждут появления новых заправок, так как уже не первый год пытаются наладить массовый выпуск газовых автомобилей. Но из-за дефицита АЗС, где можно было бы заправлять такой транспорт, его продажи идут вяло. Так, КамАЗ готов поставлять на рынок больше 100 видов газомоторных машин: автобусы, тягачи, коммунальная техника. Однако эти поставки сдерживает отсутствие АГНКС.
Концерн ГАЗ тоже развивает газовое направление. "Сжатый газ — наиболее экономичный из видов моторного топлива. Поэтому для "Группы ГАЗ" развитие линейки автомобилей на КПГ — один из приоритетов. Уже в 2016 году в дополнение к существующей линейке "ГАЗель БИЗНЕС CNG" начнется выпуск среднетоннажных грузовиков "ГАЗон NEXT CNG", первые автомобили уже сошли с конвейера. В конце года стартует также производство автомобилей "ГАЗель NEXT CNG" с битопливным газово-бензиновым турбированным двигателем", — пояснили в пресс-службе "Группы ГАЗ".
Компания производит газовые машины уже 6 лет, отмечает директор по развитию "Автоцентра ГАЗ Балтийский" Михаил Грищенко. Так, с 2010 года выпускаются авто "ГАЗель БИЗНЕС" с биотопливным двигателем, работающим на сжиженном газе (сжиженный углеводородный газ, СУГ, чаще всего используется пропан), а с 2013-го — еще и на компримированном (сжатом) газе. Спрос на технику с газово-бензиновыми двигателями растет, говорит Михаил Грищенко. На битопливные автомобили приходится более 15% продаж модели "ГАЗель БИЗНЕС LPG".
Использование КПГ в качестве топлива позволяет сократить топливные расходы на 30% по сравнению с СУГ и в 2 раза в сравнении с дизельными двигателями.
"Но из-за недостаточной развитости сети метановых АГНКС в Северо-Западном регионе продажи техники КПГ невелики и ограничиваются несколькими десятками автомобилей в год. В основном их приобретают компании, расположенные в непосредственной близости от действующих АГНКС или имеющие собственные возможности по заправке сжатым газом", — признает Грищенко. После такого значительного расширения сети АГНКС, какое запланировал "Газпром", спрос на газовые машины резко вырастет, считает он.
Однако вряд ли рост продаж газовых автомобилей сильно повлияет на депрессивный авторынок, считают эксперты. Стремительное падение продаж на нем, начавшееся в 2014 году, остановилось, но до роста еще очень далеко. Газовые машины пока занимают очень незначительную долю рынка и не смогут сделать погоды на нем, считает директор санкт-петербургского филиала "Алор Брокер" Ольга Лебединец.