Унитарные предприятия отдадут инвесторам вместе с долгами

Автор фото: Коньков Сергей

Минстрой внес в закон о ГЧП коррективы, которые разрешат передавать в концессию муниципальные унитарные предприятия с долгами и регистрировать права собственности на их имущество после заключения договора о концессии. Это ускорит процесс заключения концессии и сделает его более прозрачным.

Как заявил на форуме PROEstate замминистра по строительству и ЖКХ Андрей Чибис, за форматом ГЧП – будущее сферы ЖКХ и строительного сектора. По его словам, новый закон о ГЧП, который создавался в течение 3 лет и наконец-то принят, еще предстоит дорабатывать. «Уже в сентябре в него внесем поправки, которые сделают субъект Федерации стороной концессии. Разрешим передавать МУПы в концессию с долгами и проводить регистрацию прав на их собственность после заключения концессии в течение 2 лет. Это большая работа, которая обычно тормозит создание концессии, и новая схема ускорит процесс. Кроме того, поправки делают процедуру вскрытия конвертов по концессии публичной и прозрачной. Что уберет риски злоупотреблений», – сообщил он. По словам Андрея Чибиса, Госдума рассмотрит эти поправки в ближайшее время. «Стабильность закона очень важна для стабильности бизнеса. Поэтому законодательство лучше настроить на старте, чем менять по ходу работы», – пояснил замминистра.

Новые сферы ГЧП

По словам Андрея Чибиса, сейчас 30% муниципальных унитарных предприятий в России неэффективны. Это около 1 тыс. юрлиц, которые будут переданы в концессии в ближайшие 2 года. «На самом деле эта оценка эффективности МУПов лояльна. Неэффективных более 80%. И все эти предприятия мы планируем передать в концессии к 2020 году. В итоге появится 7-10 национальных игроков на федеральном уровне, которые будут конкурировать с госструктурами в сфере ЖКХ», – заявил замминистра.
По его словам, договоры с теми компаниями, что уже взяли МУПы под себя (таких по стране 7 тыс.), трансформируют в концессии до лета 2016 года при условии, что они возьмут на себя обязательства по модернизации принятого хозяйства и инвестированию в его развитие. Пока формат ГЧП касается только сферы ЖКХ и строительства – в меньшей степени. «Но будем расширять сферу работы по ГЧП», – заявил Андрей Чибис.
Власть уже сделала немало для того, чтобы формат ГЧП стал интересен для бизнеса. «Во-первых, в закон мы заложили долгосрочные тарифные решения в сфере ЖКХ. Опираясь на них, бизнес сможет прогнозировать экономику своих проектов. Во-вторых, заложили 5% гарантированной прибыли инвестора в проекте концессии. Это открыло рынок ЖКХ для тех, кто приходит туда надолго и играет в капитализацию. В сентябре правительство РФ утвердит и предельные проценты прибыли в теплоснабжении. В-третьих, договор о концессии, который заключают бизнес и власть, дает инвестору гарантию возврата инвестиций, если договор расторгается по вине концессионера. Это гарантия снятия давления на инвестора при смене власти в регионе реализации проекта. Не секрет, что новые руководители регионов часто пересматривают прежние договоренности и пытаются выдавить бизнес из проектов», – говорит Андрей Чибис.
Он добавил, что в рамках Министерства строительства и ЖКХ создан центр ГЧП для помощи губернаторам и инвесторам. «По стране в 2015 году объявлено 400 конкурсов на концессии в ЖКХ. Мы готовы расширить эту работу до других масштабов. Задача минимум – запустить необратимый процесс прихода в отрасль инвесторов и новых технологий. Сфера ЖКХ – это оборот более 4 трлн рублей в год. Мы можем совместными усилиями увеличить эти показатели, повысить эффективность работы отрасли и дать бизнесу здесь легально зарабатывать», – заявил Андрей Чибис.

Страх обязаловки

Участники рынка заявили, что считают озвученные перемены в отрасли позитивными, но выразили озабоченность тем, что «схема ГЧП с легкой руки чиновников может превратиться в обязаловку, что совершенно неприемлемо».
Директор управления ГЧП ГК «Кортрос» Довран Гарагозов выразил озабоченность тем, что из закона о ГЧП, несмотря на все усилия строительного сообщества, выпал девелопмент. «Может, конечно, в стране достаточно жилья? И помогать строителям государство не должно», – иронизирует он. «Доступность жилья снижается. Мы сталкиваемся с дискриминацией населения, которому приходится оплачивать строительство дорог, инженерии и социальных объектов из своего кармана. Хотя по закону это должно делать государство. Ситуация непрозрачная. Есть лазейки для коррупции, поскольку правила не равные для всех», – заявил управляющий партнер «Качкин и партнеры» Денис Качкин.
«Когда появляются правила игры, ты понимаешь ради чего рискуешь. Так что спасибо за закон. Но если бы он появился на 3 года раньше, мы бы в своем проекте смогли по схеме ГЧП построить обширный спортивно-образовательный кластер (который в итоге строили за свой счет) и продавали бы жилье на 25% дешевле, чем сейчас», – заявил партнер «Химки Групп» Дмитрий Котровский.
«Финансирование на такие проекты невозможно получить в современной России. И с этим надо что-то делать. Надо также открыто обсуждать возникающие в процессе реализации программ ГЧП проблемы, поскольку на федеральном уровне вроде все четко, а на местном такой бардак, что в голове не укладывается», – сообщил партнер Drees&Sommer.
«Пока концессионные проекты финансируются плохо. Высоки риски. И почти 90% таких проектов не готовы принять условия финансирующих организаций. И условия получения денег такие жесткие, а путь такой долгий, что можно на нем и потеряться. А с точки зрения доходности такие проекты дают 12% маржи. Лучше эти деньги на депозит положить и зарабатывать при минимальных рисках. Так что большого числа проектов ГЧП в ближайшее время не ждите. Их будет мало!» – заявил исполнительный директор управления государственных и муниципальных проектов и программ Sberbank CIB Станислав Пожарнов.
На это Андрей Чибис заявил, что, по его данным, глава Сбербанка РФ позитивно настроен на волну ГЧП. «Опыты преодоления кризисов говорят о том, что для этого нужно создавать позитивные ожидания. От нас зависит реализация этих инициатив. Не ждите, что кто-то принесет успех на блюдце – над ним надо работать», – парировал он.
Но бизнесмены указали чиновнику на то, что бизнес склонен все риски считать на берегу. «Озвученная маржинальность даже высока. Если посчитать затраты на преодоление административных барьеров и ипрочие поборы, то доходность таких проектов будет ниже инфляции. А значит, бизнес туда не пойдет», - заявил Довран Гарагозов.