Продавцы детских товаров уходят из отдельных магазинов в крупные ТРЦ

Автор фото: Ковалев Петр

В районе станции метро "Комендантский проспект", который всегда была излюбленным местом для ретейлеров, торгующих детскими товарами, усилилась ротация таких арендаторов. Конкуренцию отдельным магазинам составляют целые детские кластеры в составе крупных ТРК.

Как стало известно "ДП", закрылся магазин сети "Кроха" на Комендантском проспекте, 26, планирует закрытие 19 июля магазин "Детский мир" в ТК "Променад". Не довольны эффективностью работы торговых точек собственники магазинов "Дочки и сыночки" в ТЦ Miller и "Мама детям" на улице Ильюшина.
Эксперты отмечают, что сеть "Кроха" вообще уходит с рынка, на пике развития у нее было около 10 магазинов, а сегодня остались три. По словам бывшего топ-менеджера сети "Кроха", собственник пытается продать остатки бизнеса, но пока безуспешно. Знают об уходе с рынка "Крохи" и брокеры. "Эта сеть действительно постепенно уходит с рынка — это связано не столько с рыночной ситуацией, сколько с личными планами собственника бизнеса",  говорит Ольга Аткачис, руководитель департамента стрит-ретейла компании Colliers International в Петербурге.
"В этом районе серьезная конкуренция, порядка десяти магазинов детских товаров с похожим ассортиментом. При чем шесть из них наши, и один из них находится в собственном, а не арендованном, помещении, соответственно, он более рентабелен, чем другие", — говорит представитель ГК "Дети" (управляет сетями "Здоровый малыш", "Дети",  "Мама детям", Orchestra) Екатерина Резанова. Она отмечает, что сейчас компания тщательно анализирует информацию по этому району, и, возможно, магазин "Мама детям" на улице Илюшина будет закрыт из-за высокой конкуренции.
Кроме того, в Приморском районе за последние 2 года появилось несколько новых ТРК — в конце 2013 года "Пять озер" и в октябре 2014 года "Монпансье". Сегодня они заполнены более чем на 80%. По словам Елены Соловьевой, директора по маркетингу отдела по управлению недвижимостью компании JLL (управляет ТРЦ "Монпансье"), в ТРЦ "Монпансье" наблюдается уникальная ситуация: основным якорем объекта, генерирующим трафик, выступает не продуктовый оператор, а зона развлечений и детских магазинов. Так, в комплексе создан целый кластер детских магазинов, который включает сразу двух крупных игроков сегмента — "Детский Мир" и "Дети".
Приморский район — это спальный район, в котором живет большое число семей с детьми. По оценкам экспертов, в среднем на каждую семью приходится по ребенку, а то и по два. Очевидно, что сегодня семьи с детьми выбирают торговые центры с наиболее сильными детскими и развлекательными предложениями.
По оценке JLL, Приморский район — лидер по объему качественных торговых площадей в Петербурге (477,5 тыс. м2 арендуемых площадей ТЦ), а по обеспеченности ретейлом уступает Московскому району с показателем 893 м2 на 1 тыс. жителей.
При этом уровень арендных ставок в стрит-ретейле для детских сетей не конкурентен. На текущий момент операторы детских товаров могут рассчитывать на ставку 450–600 рублей за 1 м2 в месяц либо процент с товарооборота. "Но если собственники ТЦ сегодня охотно идут навстречу арендаторам, то собственники помещений в стрит-ретейле не готовы к демпингу. Они предпочтут сдать помещение продовольственному магазину, который может предложить более высокие ставки", — говорит Ольга Аткачис. В связи с этим покупатели детских товаров обживают торговые центры.
В целом рынок детских товаров чувствует себя в кризис гораздо лучше других сегментов непродовольственного рынка. По итогам 2014 года объем рынка детских товаров в России составил 502 млрд рублей, а по прогнозу в 2015 году составит 516 млрд рублей. На одной из отраслевых конференций в июне генеральный директор ГК "Детский мир" Владимир Чирахов отметил, что доля нецивилизованной розницы продолжит сокращаться.
Брокеры отмечают, что закрытий в детском ретейле в этом году было немного и в основном нестабильная экономическая ситуация отражается на мелких сетевых структурах. "В качестве примера такого ухода с рынка можно привести сеть "Беби Хаус", которая оказалась не в силах конкурировать с более крупными сетями", — говорит Ольга Аткачис. Сам лидер рынка ГК "Детский мир" планирует в этом году увеличить свою долю рынка в России с 10 до 11,5%. В этом году в Петербурге, который является для "Детского мира" одним из приоритетных, будут открыты несколько магазинов сети.