Волгоградский суд запретил McDonald’s продавать газированные напитки из сиропа. Если это решение поддержат в других городах, пострадают в основном крупные иностранные сети быстрого питания, которые делают напитки из сиропа прямо в ресторанах и кафе.
Арбитражный суд Волгоградской области не удовлетворил иск McDonald’s к Роспотребнадзору об отмене запрета на приготовление газированных напитков прямо в заведениях.
Роспотребнадзор запретил известной сети готовить лимонады после внеплановой проверки заведения в Волгоградской области, ссылаясь на то, что в ресторанах фастфуда можно только продавать, а не самим производить напитки. McDonald’s подал встречный иск, но суд его не удовлетворил.
При этом практически во всех сетях быстрого питания безалкогольные напитки, такие как Coca-Cola, Sprite, Fanta и др., готовят из концентратов. Такой способ позволяет им экономить не только на самих напитках (сиропы обходятся дешевле в основном из-за низких затрат на упаковку), но и на их транспортировке и хранении — из литра сиропа получается 7-10 литров готового напитка. В ресторанах сиропы в определенных пропорциях смешивают с водой и заправляют углекислым газом.
Если это решение станет прецедентом и запрет распространится на кафе в других городах, затраты фастфуда на напитки возрастут в несколько раз.
Директор департамента маркетинга сети "Теремок" Елена Федотова сомневается, что смешивание ингредиентов можно считать приготовлением напитка. "Вероятно, это решение в конце концов оспорят, — считает она, — но даже в обратном случае участники рынка найдут выход, в крайнем случае, начнут продавать напитки в бутылках, — это все же лучше, чем оставить посетителей совсем без напитков". Она добавляет, что в самом "Теремке" доля газированных напитков из сиропа всегда была минимальной, ставка делалась на квас и морс, а сейчас по совместному решению с поставщиком такие напитки вовсе выводят из ассортимента сети, сейчас в ресторанах продают последние партии газировок. "Но для иностранных сетей это будет, конечно, более критично: там такие напитки — основа ассортимента", — говорит Елена Федотова.
Гендиректор ГК "СабАльянс" Вадим Севрюков считает, что Роспотребнадзор во многом прав: хотя закупать сиропы для предпринимателей выгоднее, чем лимонады в бутылках, за качеством воды, которой их разбавляют, следят далеко не везде. "Для потребителя концентраты тоже привлекательны: они создают иллюзию, что продукт готовят при нем, прямо на месте, — рассуждает он. — При этом если крупные сети, скорее всего, следят за качеством, устанавливают системы фильтрации и т. д., в несетевом заведении вполне могут разбавить сироп водой из-под крана". Эксперт отмечает, что, по сути, рынок концентратов делят 2 игрока: "Кока-кола" и "Пепсико", и для лидеров фастфуда они нередко делают крупные скидки, а флагманские напитки продают даже ниже себестоимости. "Те, кто работает на таких условиях, перейдя на бутылки, могут потерять до 5-7% прибыли: сиропы — один из самых маржинальных продуктов в фастфуде", — говорит Вадим Севрюков.
Оборот петербургского филиала ООО "Макдоналдс" в 2013 году составил около 7 млрд рублей, почти 14% оборота городского рынка общепита. Среди лидеров петербургского рынка фастфуда компания "Теремок" (годовой оборот — около 2,5 млрд рублей), ООО "Амрест" (бренды KFC и Pizza Hut) (3,9 млрд рублей) и другие. Если запрет на концентраты станет массовым, пострадают также сети Burger King, Subway и другие — в основном крупные игроки. В небольших ресторанах часто с самого начала работы продают лимонады в бутылках для того, чтобы сэкономить на стартовом капитале и ускорить его окупаемость, потеряв при этом в рентабельности.