Будто бы президент Украины Петр Порошенко предлагал российскому президенту Владимиру Путину "забрать Донбасс". Загадочное высказывание вызвало множество толкований. Если патриотически воспринять Донбасс как угольный бассейн, то при желании можно предъявить претензии на половину Евразии.
На встрече с бюро правления РСПП Владимир Путин, как сообщает Forbes со ссылкой на участника встречи, рассказал о том, что Петр Порошенко во время переговоров в Минске предлагал ему: "Забирайте Донбасс". Путин, согласно этой легенде, ответил с возмущением: "Сбрендил, что ли? Мне Донбасс не нужен. Если вам не нужен, то объявите о его независимости".
Другой участник, правда, несколько нивелировал сенсационность предложения, пояснив тому же Forbes, что речь шла о том, чтобы "забрать Донбасс" "на финансовое обеспечение". Ну то есть о том, что вы, мол, там всю кашу заварили со своим Стрелковым, вы теперь и давайте денег на восстановление. Ответ Путина, согласно этой версии, тоже был более мягким: пока Донбасс - часть Украины, вы и платите. Тем не менее СМИ, естественно, уцепились за слова. Хотя и не вполне понятно, что в действительности составляло главный посыл цитируемого диалога, то ли готовность Порошенко отказаться от части Украины, то ли явное путинское пренебрежение регионом - "мне он не нужен". На месте ополченцев за такое можно было бы и обидеться.
Сейчас заявление подвергается анализу и толкованию - непременно нужно выяснить, что именно говорил Путин, и что - Порошенко. И все сходятся на том, что кто-то что-то не так понял. Например, глава департамента информполитики МИД Украины Евгений Перебийнис говорит, что на самом деле Петр Порошенко сказал "Забирайтеся з Донбасу". То есть не "забирайте Донбасс", а, наоборот, "убирайтесь из Донбасса". То есть подтверждает, что какой-то разговор имел место. Но если следовать этой версии, диалог приобретает несколько идиотический оттенок. Человеку говорят: "Убирайтесь из Донбасса", а он отвечает: "Сбрендил, что ли? Это возможно, только если Донбасс станет независимым".
Глава РСПП Александр Шохин сказал, что приведенные цитаты есть "неверная интерпретация" и "искажение", правда, отказавшись пояснить, как было на самом деле. Такую же позицию занял и пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков, лишь пожурив участников встречи за то, что они рассказывают журналистам детали закрытой части общения. Хотя если Путин говорил предпринимателям такие вещи, то наверняка как раз с прицелом на "утечку".
И эта история должна, видимо, подтолкнуть украинских наблюдателей к размышлению над вопросом: а может быть, так действительно будет лучше? Понятно ведь, что Украина с мятежным регионом в составе будет оставаться очень далеко от своей вожделенной цели - Евросоюза. Хотя статистика говорит о том, что Донецкая область, невзирая на все военные действия, остается одним из главных доноров украинского бюджета сразу после Днепропетровской и за январь-февраль реализовала промышленной продукции на 23 млрд гривен. Россиянам же предлагается подумать над ценой вопроса в случае гипотетического "присоединения Донецка и Луганска".
Хотя в этом случае нужно в первую очередь понять, что мог иметь в виду Петр Порошенко, говоря "Донбасс". Что именно должен "забрать" Путин, если у него возникнет все же такое желание? Донецкую и Луганскую области? Районы, ограниченные линией огня согласно минским протоколам? А может быть, речь идет именно о Донецком каменноугольном бассейне, но как тогда провести границы - согласно геологическим картам или, допустим, по обрезу фундамента шахтных строений?
Если говорить об угольном бассейне, то перед настоящим патриотом, любящим рисование карт, открываются поистине сияющие перспективы. Донецкий каменноугольный бассейн образовался в незапамятные времена на месте древнего моря Тетис, частью которого являются Средиземное, Каспийское, Черное и Аральское моря. В определенный период остатки Тетиса называли как раз Сарматским морем, а позже - Понтийским. А ведь сарматы жили в Причерноморье вместе со скифами, давно приравненными Блоком к русским. И приложив некоторую геополитическую фантазию (в которой недостатка сейчас нет), можно объявить исконно русскими границы бывшего Тетиса и предъявить территориальные претензии на земли от Пиренеев до Гималаев. Ни у кого ведь, кажется, не возникает возражений против прав на Северный полюс на основании того, что хребет Ломоносова в Северном ледовитом океане является продолжением континентального шельфа России, а это не менее древняя геология. В общем, нужно соглашаться.