Владимир Путин дал старт новой серии увлекательной российской политической игры под названием "угадай преемника". В предыдущих сериях ответ получился предсказуемым.
В интервью президента Владимира Путина ИТАР-ТАСС впервые прозвучал вопрос о планах главы государства баллотироваться на новый срок, а там, может быть, и еще на один или два, или сколько там понадобится. Президентское кресло, заверил Путин, с ним не навсегда. "И для страны неправильно, вредно, и мне не нужно, — заметил он. — Есть сроки, отведенные Конституцией России. Считаю важным соблюдать требования, предусмотренные основным законом. Видно будет, как сложится ситуация, но в любом случае срок моей работы ограничен Конституцией".
Ответ в духе Путина, надо сказать. Опровергнуть, при этом оставив возможность для дополнительных трактовок. Как бы человек не хочет нарушать Конституцию. При этом Конституция на самом деле почти ничем его не ограничивает и дает полное право баллотироваться хоть до смерти, только с перерывами. Один раз Путин уже так поступил — формально соблюдая основной закон, он покинул президентский пост на четыре года, оставив местоблюстителем Дмитрия Медведева, сам же стал премьер-министром, де-факто оставаясь все эти четыре года лидером. За это время Конституцию подправили, увеличив срок президентских полномочий до шести лет.
"Совсем не значит, что я приму такое решение, — интригует Путин насчет своего выдвижения на второй-четвертый срок в 2018 году. — Буду исходить из общего контекста, внутреннего понимания, своего настроения... Цепляться за что-то контрпродуктивно, вредно и совсем неинтересно. Есть Конституция, нужно действовать и жить в ее рамках. Да, существует возможность моего нового выдвижения. Будет ли она реализована, пока не знаю..."
Прошло два года после выборов президента, и вопросу уже пора было появиться. Следующие четыре года он будет звучать все чаще и чаще. Это вообще чуть ли не главная игра российской внутренней политики — пытаться ответить на вопрос "пойдет ли Путин на новый срок". Так гадали в 2006-2007 годах, пытаясь понять, то ли Путин как-нибудь подрихтует Конституцию, чтобы пойти на третий срок, то ли придумает еще что-нибудь. Так же гадали и весь срок полномочий Медведева — пойдет ли на новые выборы он, или Путин, или оба сразу.
Сами первые лица всегда стараются напустить туману, отвечая на этот вопрос. Как правило, они так всегда и говорят — не знаю, мол, не знаю, там видно будет, еще не решил, всякое может быть. Окружающие с удовольствием эту игру подхватывают и делают вид, что тут есть большая интрига. Каждый раз все заканчивалось очень просто. Только раньше Путин говорил, что может пойти на выборы, если почувствует поддержку народа, а теперь уже просто — если будет, говорит, настроение, то останусь. А не будет настроения, надо понимать, так и уйдет.
На самом деле интрига-то в принципе есть. Что бы там не говорил Вячеслав Володин, а Путин не вечен. И рано или поздно на очередные выборы он уже не пойдет. И если бы он и правда решил не баллотироваться в 2018 году, то у политиков остается, получается, не так много времени, как кажется. Госдума, которую изберут в 2016 году, станет уже более независимой, не ориентированной на нового главу государства. Депутаты, может быть, и сами этого не желали бы, но так получится само собой. И партиям тогда надо готовиться к этим выборам как к решительному бою. У губернаторов, избранных сейчас (а в сентябре в России прошла массовая кампания по перевыборам) на пять лет, в 2018 году останется всего один год полномочий, и там надо будет еще разобраться, кого оставят, а кого спишут. Хотя тут, конечно, еще остается вопрос, уйдет ли Путин насовсем или опять просто в сторонку отойдет.
Кажется, и на этот раз все будет просто. Здоровье у президента крепкое, и физическое, и психическое, как он заявляет в интервью, что бы не клеветали, Россию любит так, что зубы сводит, сильнее никому не полюбить, ошибок не совершает, ну разве что там шероховатости какие-то. Чего еще-то желать.
Одно только внушает оптимизм. Царем Владимир Путин все-таки вроде бы становиться не собирается, хотя намек интервьюерами и был сделан — если, мол, вы захотите, то "замешательство будет недолгим". Ну, то есть народ сопротивляться не будет. На что Путин ответил, что "этот этап пройден, страница монархии перевернута в истории страны".