В этом году российский малый бизнес получил в общем объеме госзакупок не более 5% вместо необходимых 15%. По мнению ФАС, это негативное влияние закона о контрактной системе.
Федеральный закон N 44-ФЗ о контрактной системе от 5 апреля 2013 года ухудшил доступ малого бизнеса к госзакупкам. Малый бизнес получил не более 5% госзакупок вместо необходимых 15%, сообщает ИТАР-ТАСС со ссылкой на заявление главы ФАС РФ Игоря Артемьева.
"Мы убеждены, что сейчас по 44 федеральному закону (закон о федеральной контрактной системе) в этом году вместо обещанных от 10 до 20% малые предприятия получили не более 5%", — заявил глава ФАС.
Глава ФАС утверждает, что единственной надежной методикой подсчета доли малого бизнеса является та, что касается первичного размещения.
При этом он указал на "чудовищную ошибку" в расчетах этого показателя, которую "можно допустить, и которую, судя по всему, уже допустили" – расчеты доли малого бизнеса в госзакупках по так называемой сумме подряда. Чиновник пояснил, что речь идет о случаях, когда госкомпания что-то закупает, в цепочке появляются маленькие фирмы, которые в 90% случаев являются "помойками для отмывания и откатов чиновникам или крышевателям, эти компании нельзя причислять к малому бизнесу".
Еще одним отрицательным эффектом закона о федеральной контрактной системе Игорь Артемьев назвал возможность государственных компаний в одностороннем порядке расторгать контракты, "ничего никому не объясняя, с проведением мнимой экспертизы"
Субъективный фактор при проведении госзакупок достигает во всех предквалификационных процедурах 80%, "когда государственный служащий, исходя из своих соображений, кому-то из участников торгов ставит 80 баллов, а кому-то 1", — сообщил он.
Глава ФАС предложил завершить систему идентификации малого бизнеса при регистрации на торгах с выдачей специального кода и "резко снизить предквалификационные барьеры", добавить больше состязательности в процесс госзакупок для того, чтобы решить вышеперечисленные проблемы, связанные с этим законом.
Федеральная контрактная система начала действовать 1 января этого года. Она заменила 94-й федеральный закон о госзакупках. Единая система регулирует весь цикл закупок, уточнены механизмы аудита и общественного контроля. По этому закону доля малого бизнеса в общем объеме государственных и муниципальных закупок должна составлять не менее 15%. Цель новой системы, разумеется – повышение эффективности расходов по госзакупкам.