dp.ru Все статьи автора
23 апреля 2014, 13:42 3149

Дорожных строителей поставили на место

Фото: Грин Евгений

ГАТИ разработала сложную систему индексации работы подрядчиков и заказчиков. На последних местах рейтинга — "АБЗ-Дорстрой", Дирекция транспортного строительства (КРТИ) и "Буер", а среди образцово-показательных компаний – "ВАД", "МегаМейд" и "Пилон". Dp.ru узнал, как составляется рейтинг, и воспринимают ли его всерьез.

Ежегодно сроки работ на дорогах Петербурга срываются. Какими бы ни были официальные причины, получается, что чиновники не в силах изменить ситуацию. Повлиять на тех, кто уже задерживает сроки, не удается. Но есть другой вариант. Обезопасить заказчиков от работы с "неторопливыми" подрядчиками может аналитика — рейтинг качества уже проделанных на дорогах работ. Его с прошлого года начали вести в Государственной административно-технической инспекции (ГАТИ), и сейчас подводят первые итоги.

В списке сегодня чуть больше 220 компаний. Это подрядчики, у которых есть не меньше 8 ордеров на работы: дорожный ремонт, ремонт сетей, установка ограждения, перекрытие движения. Как объясняют в ГАТИ, 8 ордеров — золотая середина, которая позволяет отсеивать тысячи компаний с разовыми работами и следить только за постоянными подрядчиками. В основном, отсеивается малый бизнес, то есть фирмы, которые решают один раз отремонтировать что-то поблизости от своего объекта или подзаработать на выполнении пары-тройки заказов, например.

Компании в рейтинге разделены на три зоны – зеленая, желтая и красная. Зеленая зона говорит о добросовестности, желтая ставит качество работы подрядчика под вопрос, а красная прозрачно намекает заказчику из числа чиновников или руководителей госкомпаний на необходимость задуматься о дальнейшем сотрудничестве.

Список обновляется еженедельно. В ГАТИ dp.ru продемонстрировали, как работает система мониторинга. Обо всех нюансах ее работы рассказал Сергей Савоськин, начальник организационно-аналитического управления (ОАУ ГАТИ).

Только мотивация

В итоговую таблицу заносятся все данные: ордера, срок задержки работы, выполнение благоустройства, индекс нарушений и прочее. Туда же, в общую систему, добавляются фотографии объектов с нарушениями. Все данные хранятся в специальной внутренней программе ГАТИ, доступ к которой есть у сотрудников, а также, по запросу, у подрядчиков и заказчиков.

/
Купить фото
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text

Пока что рейтинг — это только мотивация для дисциплины исполнения работ. Никакой законодательной силы он не имеет. Даже самый заядлый нарушитель из списка не попадет в список недобросовестных подрядчиков.

Прописать возможность расторжения контракта с подрядчиком, попавшим в "красную часть" списка ГАТИ, может сам заказчик. Однако они пока этого не делают. Максимум, что они делают — проявляют особый интерес к рейтингу ГАТИ. "Водоканал" и "Ленэнерго" еженедельно запрашивают подробную "разбивку" по работам своих подрядчиков, интересуются и другие компании. Но примеров конкретных действий, — разрыва контракта, — пока нет. Здесь ссылаются на отсутствие соответствующих законов.

"Есть положительные примеры: подрядчик "Ленэнерго", компания "Энерговектор", в 2013 году была на последнем месте рейтинга, но начала обращаться за разрешениями на работу, и сейчас уже приближается к "желтой зоне". До этого "Энерговектор" вообще не считал нужным получать ордера. У них накопилось около 50 протоколов за работу без ордера. Заметив себя в числе аутсайдеров, представители компании позвонили в ГАТИ, поинтересовались, как это исправить, и начали работать по закону. До этого штрафы их почему-то не мотивировали", — рассказал Сергей Савоськин, начальник ОАУ ГАТИ.

Зеленые, желтые и красные

Первые 100 компаний-подрядчиков в рейтинге ГАТИ попадают в "зеленую зону". Они допустили, в основном, не больше десятка нарушений. Здесь больше муниципальных подрядчиков, чем крупных городских. В ГАТИ это объясняют просто: "Муниципалы свои работы планируют тщательнее, поскольку они появились позже и не успели научиться неправильно работать".

Впрочем, есть и крупные игроки, такие как ООО "СевЗапСтрой", ОАО "Теплосеть Санкт-Петербурга", ООО "ПВЗ "Звезда", ЗАО "ВАД", ОАО "Ростелеком", ООО "ПетербургГаз", ЗАО "СМТ", ЗАО "МегаМейд", ЗАО "Пилон", ООО "Главстрой-СПб", ОАО "Метрострой" и другие.

Только у двух участников "зеленой зоны", "Водоканала" и "Ленэнерго", количество нарушений приближается к 50. Но они остаются среди добросовестных подрядчиков, поскольку эта цифра выглядит небольшой в соотношении с количеством ордеров — 1,5-2,5 тысячи.

В желтом списке 50 компаний, и среди них уже встречается больше крупных игроков: СПб ГУП "Мостотрест", ОАО "Мостоотряд №19", ООО "ТГС", ООО "СтройПроект", ОАО "ГСК", ЗАО "ОВД-Энергомаш", ООО "Лемминкяйнен Строй", ЗАО "Водоканалстрой", ООО "КВС", ОАО "Мостострой №6", ЗАО "ЮИТ Санкт-Петербург", ЗАО "Лендорстрой-2", ООО "Дивный град" и многие другие.

Почти из 100 компаний состоит красный список, то есть перечень подрядчиков, которые регулярно нарушают условия ордеров или вовсе выходят, не получая их. Здесь ОАО "РЖД", ООО "РСУ-3", ООО "СтройКорпорация", ООО "Магистраль", ЗАО "АБЗ-Дорстрой", ООО "Мост-сервис", ЗАО "Ленэлектромонтаж", ЗАО "Буер", ООО "ДорСтройИнжиниринг", ООО "Строй-Инвест", ООО "РемТехСтрой", ООО "РТС" и СПб ГКУ "Дирекция транспортного строительства" (ДТС), подведомственное Комитету по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ).

В случае с ДТС речь идет о работах, где ордера оформлялись напрямую на дирекцию, а не на подрядчиков. Это происходило в прошлом году. Так же ДТС фигурирует и во втором списке, — списке заказчиков. Собственно, по правилам этого года самого ГАТИ, ДТС не имеет права оформлять ордера непосредственно на себя, и не делает этого. Ордер должен оформляться на подрядчика. Как уже рассказывал dp.ru, планировать сроки работ и предупреждать о перекрытых дорогах ГАТИ было бы проще, если бы ордера оформлялись еще до завершения конкурса, на дирекцию, а не на подрядчиков. Но на данный момент это незаконно, говорят в КРТИ.

/
Купить фото
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text

Тяжелые случаи

Несмотря на все плюсы идеи с ведением рейтинга, нарушения в сроках работ она пока не устранила. В ГАТИ это объясняют тем, что единая система планирования в городе практически отсутствует. "Основной недостаток — подход ведомств. Например, у большинства ресурсоснабжающих компаний Петербурга вообще нет органа, который занимался бы планированием. Что касается дорожных организаций, они работают на виду, перекрывают только улицы, и вынуждены проводить более качественное планирование, впрочем, и здесь возникает немало проблем. Задача ГАТИ — свести все планы в единую городскую координационную программу", — говорит Сергей Савоськин.

Он добавляет, что где-то работы уже выполнены, но не оформлены, и это тоже усложняет планирование, и тоже учитывается в рейтинге. "Если благоустройство не проведено, оно как этап выполнения работ включается в показатели ордера. Если нарушители не платят штрафы, это также отражается в рейтинге. В самых тяжелых случаях приходится обращаться в службу судебных приставов или к мировым судьям за удвоением штрафа", — говорит Сергей Савоськин.

А кроме недостатков в планировании, существует и проблема с реализацией самих планов. Так, всем знакома ситуация, когда дорога уже перегорожена, а работы на ней все никак не начинаются. Как правило, это связано с тем, что подрядчик выигрывает в десятке конкурсов, а мощности имеет только для проведения работ на двух-трех объектах. Пока сроки позволяют ему затягивать работу, он это делает, и ни в ГАТИ, ни в организации-заказчике ничего поделать не могут.

Незапланированные цифры

Примечательно, что в красном списке находятся давно обанкротившиеся фирмы и компании, близкие к банкротству, не ведущие давно никаких работ. Например, в списке значится ООО "Дорожник-92", ЗАО "Акрос", ООО "ЦАДС СПб "Фирма резерв" и прочие. В ГАТИ это объясняют тем, что все эти компании не закрыли свои ордера до сих пор. Они просто исчезли. А решить бюрократический вопрос разрыва контракта и закрытия ордера их заказчик (как правило это КРТИ) не может довольно долго.

Учитывалась в рейтинге и невыплата штрафов. В ГАТИ уверяют, что 80-90% штрафов все-таки выплачиваются. В бюджет города и муниципалитетов за последние два года таким образом поступило около 300 млн рублей.

Интересно и то, что в 2013 году ГАТИ выдало 2000 разрешений на ограничения движения. При этом на проезжей части было еще 2500 незапланированных аварийных работ. Выходит, что внезапных дорожных работ гораздо больше, чем законно согласованных.

В ГАТИ рассчитывают, что их рейтинг "приживется", и заказчики начнут опираться на него, заключая договоры с подрядными организациями. Тогда из инструмента аналитики он может стать действующим механизмом, на основании которого будут расторгать договоры и даже рассматривать внесение компании в список недобросовестных компаний, которым закрыт доступ к госконтрактам.

Список из 30 лучших и худших компаний рейтинга ГАТИ вы сможете найти в выпуске "Делового Петербурга" от 24.04.2014.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама