Маргарита Арановская news@dp.ru Все статьи автора
25 марта 2014, 01:06 36

Крымский реванш после фиаско в Киеве

Российские ретейлеры, в разное время покинувшие Украину, могут взять реванш там, где они из зарубежных компаний превратились теперь в местные.

Российский ретейл на протяжении последних 10 лет массово заходил на украинский рынок и так же массово с него уходил, жалуясь на слишком низкие доходы, высокую конкуренцию, неприятие российского менеджмента. Впрочем, в разные годы украинский рынок покидали и многие зарубежные компании, к примеру два крупных оператора DIY — OBI и Praktiker, сети по продаже одежды Seppala, Peacocks. Компания IKEA 5 лет готовила выход на Украину, но в 2010 году, так и не получив заветный земельный участок, свернула деятельность и продала все украинские активы —два деревоперерабатывающих завода и мебельную фабрику. Официальными причинами были названы неблагоприятные условия для ведения бизнеса.

Однако сейчас появился регион, где остальные зарубежные компании так зарубежными и остались, а российские стали уже местными. Теперь они могут вернуться хотя бы в Крым, до которого многие из них уже доходили. Тем более что сейчас двигаться надо будет из другой отправной точки. Кроме того, есть возможность проанализировать, действительно ли причина неудач была связана с особыми украинскими условиями.

1. "Евросеть"

"Евросеть" была единственным российским сотовым ретейлером, вышедшим на украинский рынок, и единственной из всех отечественных компаний в целом, кто осуществил наиболее массовый заход.

В лучшие времена количество ее торговых точек в стране достигало 400, включая магазины в Симферополе. Однако в конце лета 2011 года компания начала сокращение своих магазинов, а в ноябре того же года ушла с Украины окончательно, переуступив право аренды основной части своих оставшихся 170 салонов местному игроку Ringoo (FozzyGroup).

Тогда президент "Евросети" Александр Малис заявлял, что компанию не устраивает деловая среда в этой стране, из–за которой рентабельность бизнеса ниже, чем в России и Белоруссии. По его словам, местные ретейлеры считали возможным не платить налоги, "Евросеть" же налоги платила, однако все равно подвергалась частым полицейским проверкам. Тем не менее Малис пообещал вернуться на Украину, "когда будет благоприятная ситуация".

2. X5 Retail Group

Первой из российских продовольственных сетей украинский рынок отправилась покорять ныне не существующая сеть "Патэрсон". В 2004 году она открыла три магазина в Киеве, пообещав открыть в 10 раз больше, а в 2007–м продала все местному "Эко–маркету".

Причины стандартны для российских потребительских компаний, покидающих Украину: низкая маржинальность в сочетании с более высокой конкуренцией со стороны местных игроков.

"Пятерочка" действовала более осторожно, пытаясь продавать франшизу, однако значительных успехов не добилась.

Сеть "Перекресток" пришла на Украину в 2005 году через покупку франчайзинговых магазинов международного ретейлера Spar. Однако покупкой все в итоге и ограничилось — в 2008 году менеджмент заявил о прекращении активного развития на Украине с сохранением текущего присутствия (8–10 магазинов в Киеве). В середине 2013 года стало известно, что сеть ищет покупателя на свои украинские точки, а на днях появилась информация, что им станет местная сеть Varus.

В итоге с учетом того, что в X5 Retail Group объединились все три сети, можно сказать, что она объединила и опыт всех трех неудач на Украине, одна из которых растянулась почти на 10 лет.

3. "О’Кей"

В 2007 году на украинский рынок вышла сеть гипермаркетов "О’Кей" (ее самостоятельно развивал бывший акционер российской сети "О’Кей" эстонский предприниматель Хилар Тедер). Компания "О’Кей Украина" открыла четыре магазина: в Киеве, Кривом Роге, Запорожье, Харькове — общей площадью 36 тыс. м2, в 2008 году их выручка составила 740 млн гривен (по курсу на тот момент — около $140–150 млн). Кстати, это было примерно столько же, сколько в среднем давал один гипермаркет "О’Кей" в России.

В итоге в 2009 году компания "О’Кей Украина" ушла с местного рынка, одномоментно закрыв магазины и начав процедуру банкротства. Свой пятый гипермаркет, который как раз должен был открыться в Симферополе, компания так и не достроила, продав Auchan (который позднее его и открыл).

Аналитики говорили, что компания совершила несколько роковых ошибок, например, выбирала дислокацию без оглядки на конкурентов. Кроме того, свою роль сыграло и то, что ее выход на этот рынок совпал с кризисом.

4. "Детский мир"

Украинские дети, оказывается, тоже оказались не так просты, как российские. В 2009 году закрыла оба своих гипермаркета (в Днепропетровске и Харькове) российская сеть "Детский мир". Официально это называлось пересмотром украинской стратегии. Был сделан вывод, что "украинский рынок пока не готов к работе на нем магазинов детских товаров крупного формата". Плюс падение рынка детских товаров на Украине составило 30–50%, в то время как в России оно было в пределах 15%.

Пожалуй, можно было бы сказать, что шансы этой компании на возвращение довольно высоки — она недавно удачно сменила менеджмент, вышла из убытков, впервые за несколько лет показав прибыль, и быстро растет.

5. FinnFlare

Сеть по продаже одежды FinnFlare открыла на Украине два магазина, но вскоре закрыла их, заявив, что будет работать только по франчайзингу.

Президент компании Ксения Рясова довольно резко говорила о причинах: "Украина — это просто какая–то вакханалия, особенно в законодательном смысле, что самое страшное. Там многое противоречит здравому смыслу. Бардак. Можно, конечно, работать и в хаосе, если у тебя нет другой возможности. У тех, кто там живет, нет выхода: им надо вести бизнес. У нас выбор есть".

По словам Рясовой, компания постоянно подвергалась необоснованным налоговым претензиям. При этом FinnFlare, к примеру, успешно развивалась в Казахстане, то есть свалить все на избалованность российскими реалиями было бы сложно.

6. "Вестер"

Калининградская сеть "Вестер" в 2007–2009 годах успела открыть три гипермаркета на Украине, включая симферопольский (планировалось 50). Позднее, избавляясь от убыточных точек, она закрыла все магазины на Украине.

Этот ретейлер в отличие от конкурентов даже не жаловался на бедность местного населения: основную вину возложили на высокие арендные ставки. Компания признала, что рассчитывала на бурное развитие и готова вернуться на Украину при улучшении конъюнктуры.

7. "Монарх"

Одна из старейших российских обувных сетей России смогла стать на Украине второй по величине и даже успешно пережить кризис — к началу 2013 года она насчитывала 90 точек. Сгубили внутренние пертурбации — конфликт акционеров, смена стратегии и в итоге неудачный сезон, в ходе которого компания не успела обновить коллекции.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама