Минфин продлил сроки обращения граждан за деньгами, пропавшими с банковских карт. Также банки обяжут возвращать клиентам средства в течение 2 месяцев. Ожидается увеличение объемов безналичных расчетов и снижение уровня мошенничества
С 1 января 2014 года готовится вступить в силу новая поправка в закон "О национальной платежной системе", в которой рассматривается возврат денег клиентам на кредитки. Теперь гражданам дается 10 дней вместо ранее установленного одного дня на обнаружение пропажи денег и обращения с заявлением в банк. Ранее, если клиент не обращался в течение суток после пропажи средств со счета, то банк не был обязан возвращать украденные деньги.
"В отсутствие предложенных поправок у банков возникали сложности с необходимостью мгновенно возвратить средства клиенту, который заявил о пропаже денежных средств с карты. Это мог быть и случай мошенничества со стороны клиента. Сейчас в поправках указываются более логичные сроки и для клиентов и для банков. Так, клиент не всегда может сообщить о потере денежных средств в первый же день после утраты средств. Поэтому согласно новым поправкам срок будет продлен", — прокомментировал Михаил Кузьмин, аналитик "Инвесткафе".
С предложением о продлении срока возврата клиентам их сбережений до 10 дней в Минфин обратились крупнейшие банки страны, в том числе Сбербанк и ВТБ. По словам аналитика "Альпари", Анны Кокоревой, это предложение со стороны банков говорит о том, что они заботятся о своей репутации. Более того, если клиент не успевает обратиться в кредитную организацию, то банк может не заметить мошенничество и не выявить злоумышленников. А значит, не сможет совершенствовать свою систему безопасности. В поправке также оговорены сроки возвращения денежных средств, от 30 до 60 дней в зависимости от вида операции, ранее этот вопрос конкретизирован не был. "Важно, что срок ограничен 60 днями, чтобы кредитные организации не затягивали процесс рассмотрения заявления клиента", — говорит Михаил Кузьмин.
Согласно этой поправке, теперь банки обязаны присылать клиентам уведомления о каждом списании средств с карточки, при этом, однако, не оговаривается, каким образом должно происходить извещение, и как узнать, дошло ли оно до клиента. В случае, если банк этого не делает, клиент имеет право на возврат сумм операций, о которых он не был уведомлен, и которые были проведены без его согласия.
В свою очередь банк получает право не возвращать клиентам их деньги, если они нарушили правила использования электронной карты. Таким образом, банкам предоставляется право сначала провести расследование и лишь затем вернуть деньги, если не обнаружится злого умысла со стороны самого клиента. К примеру, нарушением считается, если клиент носит карту в одном кармане с мобильным телефоном, от этого она начинает размагничиваться.
Одним из внесенных изменений стало то, что в спорных случаях клиент должен сначала обратиться в банк и затем только в суд. Эта мера должна снять нагрузки с судов и увеличить процент решения проблемных ситуаций в досудебном порядке.
По оценкам некоторых экспертов, ожидается рост мошенничества со стороны недобросовестных владельцев, которые для этих целей могут входить в сговор с третьими лицами. "Для того, чтобы сократить число мошенничеств с банковскими картами, банки будут совершенствовать электронный банкинг, банкоматы и систему обслуживания. А с 2016 года будет запрещен выпуск карт с магнитной полосой. Известно, что чиповые карты являются более надежными. Более защищенная система платежей должна увеличить спрос со стороны населения на банковские карты", — отвечает Анна Кокорева.
В ряде СМИ отмечалось снижение эмиссии банковских карт в связи с возможностью мошенничества, однако, с точки зрения Геннадия Фофанова, начальника департамента кредитования малого и среднего бизнеса Солид Банка, существенного сокращения эмиссии банковских карт не ожидается, и даже если это произойдет, то будет носить сугубо краткосрочный характер. Прежде всего, это объясняется безальтернативностью инструмента и продолжающимся давлением государства на ограничение хождения наличных денежных средств.
"Напомню, что Минфин выступал за введение ограничения на расчеты наличными в сумме 600 тыс. рублей, что приведет к росту объемов безналичных расчетов. В целом, внесенные дополнительные поправки существенным образом снижают риск мошенничества, поскольку позволяют банкам более полно контролировать ситуацию", — отмечает эксперт.