Евросоюз пожаловался в ВТО на Россию: причина – неотмененный утилизационный сбор на импортные автомобили. Как и другие члены ВТО, Россия стремится усидеть на двух стульях – получать бонусы, но не отказываться от поддержки отечественного производства.
Евросоюз начнет судебное разбирательство с Россией из-за введенного год назад утилизационного сбора на зарубежные автомобили в РФ. Соответствующие документы для начала арбитражного дела были поданы в ВТО во вторник, сообщает Reuters.
В Минэкономразвития сообщили, что ожидали подобного развития событий. Документы еще не получены, но в МЭР знают, что они должны прийти в ближайшее время. Предполагалось, что вопрос об утилизационном сборе будет урегулирован поправками в закон "Об отходах производства и потребления", однако Госдума не рассмотрела этот вопрос до ухода на каникулы.
Утилизационный сбор на автобусы, легковые и грузовые автомобили начал действовать в России с 1 сентября 2012 года. Он взимается с автомобилей, впервые выпускаемых в обращение на территории РФ. Базовая ставка для легковых автомобилей составила 20 тыс. рублей для грузовых машин, для специальной техники и автобусов — 150 тыс. рублей. Также установлены коэффициенты, на которые будут умножаться ставки в зависимости от возраста машин, объема двигателя и других параметров.
Эксперты не видят в подобном конфликте ничего плохого. Аналитик Альфа-банка Наталья Орлова считает, что это обычная рабочая ситуация: "При вступлении Росиии в ВТО ожидалось, что определенные действия будут вызывать недовольство со стороны партнеров по организации. На данный момент наиболее сильное давление со стороны норм ВТО испытывает на себе сельскохозяйственный сектор, возможно, именно в нем будут происходить попытки государства защитить отечественных производителей".
По ее словам, такие споры часто возникают в отношении стран, недавно вступивших в ВТО. Самыми бесконфликтными в этом плане являются крупные развитые страны, по сути являющиеся учредителями ВТО.
Аналитик "Инвесткафе" Кира Завьялова объясняет промедление в принятии "уравнивающего" закона желанием российских властей угодить не только ВТО, но и отечественным автопроизводителям. "Затягивание принятия поправок к этому закону связано, скорее всего, с желанием разработать некие компенсирующие меры для отечественных автоконцернов", — пояснила она, добавив, что вряд ли это будет чревато для России штрафными санкциями, так как обычно на мирное урегулирование споров отдается около 2 месяцев.