"Деловой Петербург". Городские власти ищут, на кого возложить расходы по строительству социальной инфраструктуры

Смольный передумал перекладывать строительство социальной инфраструктуры на плечи застройщиков. Готовится постановление правительства, допускающее минимум три способа финансирования таких строек.

Наметившийся спад в строительной отрасли Петербурга, похоже, заставил городские власти пойти на уступки строительному сообществу. Как стало известно "ДП", Смольный передумал перекладывать возведение социальной инфраструктуры на плечи застройщиков. Дискуссия о том, кто должен оплачивать строительство детсадов и школ, возобновилась. Ее итогом станет постановление городского правительства, появление которого ожидается в мае.

Три лучше одного

Как стало известно "ДП", на днях состоялось закрытое совещание лидеров строительного рынка с новым профильным вице–губернатором Маратом Оганесяном. Там, в частности, был затронут больной для отрасли вопрос об участии города в создании объектов социальной инфраструктуры в рамках новых жилищных проектов.
Участники совещания рассказали, что власти больше не отказываются участвовать в строительстве социальной инфраструктуры. "На повестке дня опять несколько схем решения вопроса с социалкой. Все они будут иметь юридическую силу в зависимости от конкретной ситуации", — говорит вице–президент Объединения строителей СПб Алексей Белоусов. "Постановление правительства города, которое закрепит достигнутые договоренности, может появиться в мае. Это и будут те правила игры, которых очень ждет рынок", — добавил совладелец Строительного треста Беслан Берсиров.
По данным "ДП", документ разрабатывают комитет по строительству и комитет финансов. Получить их комментарии не удалось. Марат Оганесян также был недоступен для общения. Но застройщики рассказали, что обсуждаются три основные схемы. "Первая — все то же "дарение" социальной инфраструктуры городу. Вторая — перечисление денег застройщиком казенному бюджетному учреждению, которое и будет строить объекты социальной инфраструктуры в конкретном квартале. Третья — финансовое участие бюджета в строительстве школ и детсадов (этот механизм будет работать на определенных городом приоритетных территориях)", — рассказал Алексей Белоусов.
Есть и пара запасных вариантов. Они тоже обсуждаются, но в постановление не попадут. Первый — заимствование разработанной в Ленобласти схемы, по которой до 50% налоговых отчислений застройщиков тратится на выкуп у них же социальных объектов. Второй — субсидирование из бюджета частных детских садов, которые, получив поддержку, смогут выкупать инфраструктуру для своих нужд. "Первая идея сложно формализуется в правовом поле. А вторая уже обкатана в нескольких российских регионах. Но ее нужно адаптировать", — пояснил Алексей Белоусов.
Пока непонятно, в каких случаях власти выберут тот или иной механизм. Этот вопрос, судя по всему, станет предметом дискуссий строителей и Смольного в ближайший месяц.

Год на разговоры

Полемика о том, кто должен финансировать социальные стройки в Петербурге, не утихает почти год. В мае 2012 года, во время выступления перед Законодательным собранием, губернатор Георгий Полтавченко впервые публично назвал нехватку поликлиник и детсадов глобальной проблемой и заявил, что городские власти выдвинут ряд новых требований к застройщикам жилья по этому поводу. Было предложено разделить территорию Петербурга на две зоны. В первую, по идее властей, должны были попасть участки, где есть возможность создавать инфраструктуру за счет бюджета, во вторую — где такой возможности нет. Однако к концу года выяснилось, что поступления в бюджет сократились и денег не хватит даже на создание социальных объектов в первой зоне. Смольный полностью отказался от участия в строительстве социальных объектов. Эта неприятная новость была оглашена вице–губернатором Игорем Метельским, который вскоре ушел в отставку. А соответствующий документ, который бы закрепил новый порядок, так и не появился.

Строителей услышали

Возобновившийся диалог по социальной инфраструктуре застройщики восприняли как шаг навстречу со стороны Смольного. "Хотя строители уже научились мимикрировать под постоянно меняющееся градостроительное законодательство, но лучше обо всем договариваться на берегу", — говорит руководитель компании "Л1" Павел Андреев.
"Позиция властей смягчилась. На мой взгляд, совпали несколько факторов: смена ряда профильных чиновников (новые люди иначе смотрят на проблему) и наши усилия в статусе переговорщиков в течение года. Нас наконец–то услышали", — говорит Алексей Белоусов.
"Мы рады, что в Смольном появился человек, с которым можно обсуждать важные для отрасли темы. В том числе и эту. Но нужно понимать, что ключевые решения принимаются выше. Смена курса — все–таки решение губернатора", — добавляет руководитель ЦДС Михаил Медведев.
Сам губернатор вчера на заседании правительства подчеркнул: "Если застройщики не предусматривают места под социальную инфраструктуру в своих проектах, планировку территории им не будем согласовывать". "В 2013 году в Петербурге запланирован ввод пяти школ, семи детсадов и трех поликлиник. Общий объем финансирования из бюджета на их создание составит 4,2 млрд рублей", — сообщил председатель комитета по строительству Андрей Артеев. Для сравнения: в 2012 году в Петербурге было построено восемь объектов социальной инфраструктуры. Они обошлись бюджету в 3 млрд рублей.

Сдержать рост цен

По подсчетам Объединения строителей СПб, в 2012 году строители и сопредельный бизнес внесли в казну Петербурга около 30 млрд рублей (более 8% общего объема городских доходов). Строители, с которыми общался корреспондент "ДП", свой вклад в бюджетные доходы оценивают значительно выше — более чем в 50%. "Нужно учитывать налоги, транспортные расходы, стройматериалы — всю цепочку. Стройка — локомотив, который тянет за собой огромный экономический пласт", — говорит один из них.
Но, судя по данным статистики, махина строительного рынка начала тормозить. План 2012 года по вводу нового жилья выполнить не удалось — показатели оказались даже на 5% хуже предыдущего года. Тенденцию подтверждают и последние данные отчетности крупных публичных застройщиков. Если в прошлом году городские компании констатировали рост продаж жилья на 30–60%, то сейчас звучат скромные 6–9%. Рост продаж при падении ввода жилья означает, что компании опустошали свои запасы ранее построенных квартир.
"Одна из причин застоя ввода жилья — отсутствие внятных правил игры на рынке. Это уже привело к исходу строителей в соседнюю Ленобласть и к росту цен на жилье", — говорит гендиректор ГК "Новый Петербург" Андрей Вересов.
По данным АРИН , за последний год жилье в Петербурге подорожало на 11,1% и "средний квадрат" стоит сегодня 70-80 тыс. рублей. Прогноз роста цен 2013 года — 7–9%. Нагрузка в виде обязательного строительства социнфраструктуры могла, по мнению застройщиков, привести к увеличению их затрат (и, как следствие, цен) еще на 15–20%. Теперь этой проблемы, возможно, удастся избежать.
В Ленобласти действует схема, когда до 50% налогов, уплаченных застройщиком в местный бюджет, задействованы в выкупе построенных им социальных объектов. Первый детсад по такой схеме мы выкупили в феврале у компании "Арсенал–Недвижимость" в Девяткино. Вероятность того, что застройщики после улучшения инвестклимата в Петербурге потеряют интерес к Ленобласти, нас не беспокоит. У нас в работе около десятка проектов по 250 – 350 тыс. м2 жилья каждый. Компании, вложившие деньги в инфраструктуру, никуда не денутся.
Николай Крутов
глава комитета по строительству Ленобласти
Механизм строительства и передачи городу объектов инфраструктуры может быть любым. Но он должен быть законодательно утвержденным, прозрачным и одинаковым для всех. Для строительных компаний, которые в большинстве являются акционерными обществами, важно, чтобы затраты можно было относить к себестоимости. В противном случае темп развития их бизнеса снизится, что приведет к снижению налоговых поступлений в бюджет. Группа "ЛСР" в 2012 году принесла городу 2,9 млрд рублей. Часть денег могла бы пойти на выкуп соцобъектов.
Александр Вахмистров
гендиректор группы "ЛСР"
Отрасль просила сформулировать правила игры. И наконец–то нас услышали. Новый вице–губернатор за короткий срок погрузился в проблему и обещал в мае выпустить постановление. Вариант целевых отчислений, когда город строит инфраструктуру сам на деньги застройщиков, ему больше нравится. Но строителям хотелось бы контролировать процесс самим, раз мы оплачиваем эту работу. Есть и другие нюансы для обсуждения.
Беслан Берсиров
совладелец Строительного треста