Ставка меньше, чем жизнь

Автор фото: Global Look Press

Бизнесмены, которые по определению имеют стрессоустойчивую психику и обычно с холодным рассудком подходят к решению возникающих проблем, порой сводят счеты с жизнью. "ДП" вместе с психологами и бизнес–консультантами пытался разобраться в этой непростой теме.

В феврале Петербург потрясла история самоубийства Григория Хибовского, руководителя фирмы, занимающейся художественной подсветкой города. В своей предсмертной записке, как передают СМИ со ссылкой на источники в следствии, он обвинил одно из государственных унитарных предприятий Петербурга, с которым работал долгое время, в коррупции. Было возбуждено уголовное дело по статье "доведение до самоубийства".
Но это не единственная история, когда предприниматели в сложных для себя ситуациях идут на самые крайние меры. Среди последних: самоубийство в январе 2012 г. председателя совета директоров рекламного агентства OutThereMedia Russia, основателя известного в России журнала "Антенна–Телесемь", номинанта национальной премии "Медиаменеджер года — 2006" Олега Хрипунова. Версии трагедии: проблемы личного характера или проблемы со здоровьем. Ведется следствие. В сентябре 2012 г. омский бизнесмен Александр Князев свел счеты с жизнью, как уверяли его родственники, после тренинга личностного роста, хотя эксперты и следствие связь между этими событиями, как сообщают СМИ, не подтвердили.
Самая большая волна самоубийств среди бизнесменов прокатилась по миру в 2008 – 2009 г., в разгар мирового финансового кризиса. За это время по собственной воле ушли из жизни: руководитель крупнейшего британского финансового института HSBC Кристен Шнор, финансовый директор американского ипотечного агентства Freddie Mac Дэвид Келлерман, ирландский магнат недвижимости Джон О’Долан, пакистанский бизнесмен, потерявший несколько миллионов долларов из–за кризиса и вынужденный уволить из–за возникших проблем работников своих компаний, германский миллиардер Адольф Меркль, глава крупнейшей компании — производителя сахара в Китае Пан Гуйсюн, мультимиллионер Кирк Стивенсон, чья компания за 4 месяца кризиса подешевела с $1,8 млрд до $1,5 млрд, глава одной из крупнейших в США компаний по продаже недвижимости Стивен Гуд. Затронула эта волна и российский бизнес. Среди ее жертв екатеринбургский предприниматель, ресторатор Александр Доронин, владельцы петербургской компании "Генезис" (аптеки "Первая помощь") Владимир Григориади и Алексей Хромов, директор концерна "Соби" Владимир Зубков…

Под давлением

Всемирная организация здравоохранения насчитывает 800 причин самоубийств. Среди них самые частые: страх перед наказанием (19% случаев), душевная болезнь (18%), домашние огорчения (18%), страсти (6%), денежные потери (3%), пресыщенность жизнью (1,4%), физические болезни (1,2%). "Я бы не взяла на себя смелость говорить о каких–то особых причинах, которые толкают к суициду бизнесменов, возможно, об этом лучше скажут социологи или политологи, — говорит старший преподаватель кафедры психологии поведения и превенции поведенческих аномалий СПбГУ Юлия Батлук, — но все же отмечу: в российском обществе бизнесмен — это человек, который находится под максимальным давлением".
С одной стороны, поясняет она, на него давит не самая благоприятная для бизнеса государственная система, с другой — находятся близкие, партнеры и сотрудники компании, которые зависят от бизнесмена и ответственность за которых он так или иначе вынужден нести. В этом случае финансовый крах — это не просто личная неудача, а еще и проблемы для очень многих людей, которые были рядом с ним, а следовательно — чувство вины, пусть даже не всегда осознаваемое. К этому следует добавить высокий градус соперничества в обществе, где мерилом всего являются деньги, а не, например, инновационность или социальная полезность бизнеса.
"Поэтому, возможно, некоторые бизнесмены воспринимают финансовую неудачу не как упущенный выигрыш, а как крах всей системы ценностей", — уточняет Юлия. "К сожалению, сегодня успешный предприниматель — это человек, который живет в постоянном стрессе и страхе, — соглашается Светлана Барыбина, директор психологической консультации "Равновесие". — Страх не признать свои ошибки, страх предательства, страх не удержать достигнутые социальные позиции, страх не оправдать возложенные на самого себя надежды и множество других движет теми, кто сам загоняет себя в угол и пополняет статистику суицидов".

Взрывной коктейль

"Трудно сказать, есть ли типичный профиль предпринимателя–самоубийцы, — замечает французский специалист Карина Мерль, доктор в области менеджмента, специализирующаяся на теме "Суицид на предприятии", — но известно, что в случаях, связанных с работой, дисбаланс между сильным психологическим давлением и невозможностью действия является веской причиной, которая приводит к депрессии, а в некоторых случаях — к суициду". Предприниматели — не исключение. Добавьте к этому хронический стресс, и получается взрывной коктейль.
Холодный рассудок, стрессоустойчивость и прочие характеристики, без которых бизнес не создать, характеризующие предпринимателя, по словам психологов, не могут уберечь человека от отчаянного шага. "Необходимость "смотреть на жизнь с холодным рассудком", контролировать не только бизнес–процессы и реакцию конкурентов, но и собственное "я" приводит к тому, что человек исчерпывает ресурсы собственной нервной системы, — поясняет Светлана Барыбина. — Ведь механизм стресса имеет психофизиологическую природу, основан на биохимических процессах. Не вдаваясь в подробности, скажу, что постоянное воздействие гормонов стресса и необходимость подавлять в себе стрессовые реакции приводят к тому, что, как говорится, перегорают предохранители. Возникают пустота и апатия, и происходит разрушение личности".
Реакция на стресс зависит от интенсивности, продолжительности воздействия стрессовых факторов, умения контролировать свои реакции, типа нервной системы. К примеру, замечает Светлана, все знают, что более всего подвержены разрушительному влиянию стресса холерики, у которых реакция быстрая и импульсивная. Но, как это ни удивительно, в группе риска оказываются и "люди холодного рассудка" — флегматики. В числе последних — те, чье решение уйти из жизни не мотивировано конкретными событиями или обстоятельствами, не связано напрямую с наступлением финансового кризиса или повышением ставок по кредиту. В случае с флегматиками вступает в силу эффект "переполнения стакана", который психологи очень хорошо знают. Превышается некая критическая масса, и после состояний тревоги и сопротивления, характерных для стрессовых реакций, наступает изнеможение, опустошение. Отказывают все защитные механизмы. Возникает, по словам Юлии Батлук, феномен суженного, или "тоннельного", сознания, когда человек из–за очень высокого эмоционального и физического напряжения уже не способен видеть ситуацию в деталях, а видит только одну самую неприятную ее сторону — проблему, которую он решить не в состоянии, с которой он борется по принципу "Я или Она". В этот момент, говорят психологи, нужна профессиональная помощь. "Суицид практически никогда не является следствием объективно безвыходной ситуации, причиной является именно субъективное восприятие ситуации как безвыходной, — говорит Батлук. — Если человеку в этот момент помочь преодолеть эту "суженность" сознания, он, скорее всего, сделает выбор в пользу жизни".
Но, к сожалению, человек, загнанный в угол, этого не понимает. "Положение бизнесмена опасно тем, что он привыкает к чувству лидерства в ключевых компетенциях. Ему иногда трудно попросить совета, собрать коллег и выслушать их мнение, прибегнуть к помощи эксперта. Человек оказывается в изоляции, которую часто сам и создает. У него складывается видение, что он — один в поле воин", — считает Наталия Боровикова, директор по корпоративному развитию консалтинговой группы Bi to Be.

Рельсы

Среди тех, кто уходит из жизни сам, большую часть составляют мужчины, говорят исследователи темы. Средний возраст мужчины–самоубийцы в России — 45 лет, возраст расцвета сил. Преобладание мужчин в этой печальной статистике — а эта особенность свойственна не только России — Карина Мерль частично объясняет тем, что женщины в сложной ситуации охотнее обращаются за помощью, чем мужчины. Недавнее исследование, проведенное в регионе Нормандия (Франция), показало, что толчком для почти половины попыток самоубийств здесь стали проблемы на работе или с работой. Когда человек строит свою идентичность, фундаментально важную для своего равновесия, через работу, а она вдруг сходит с рельсов, вся социальная идентичность теряет равновесие. Однако, как говорят психиатры, из–за этого сводят счеты с жизнью, к счастью, не все: обычно это уязвимые личности с сильной нарциссической травмой.
"Думаю, трагедии происходят, когда люди ставят знак равенства между жизнью и работой, бизнесом, карьерой, — пытается разобраться в причинах Ольга Чеботкова, партнер консалтинговой компании TRANSEARCH International, — поэтому трудности, связанные с бизнесом, и кажутся им непреодолимыми. Это очень большая системная проблема — проблема приоритетов". Когда бизнес из средства превращается в цель — это тревожный симптом. "Это может говорить о том, что человек с головой "уходит в бизнес", поскольку чувствует себя нереализованным в других сферах жизни и зарабатывание денег становится способом компенсации других блокированных потребностей — в любви, дружбе, эмоциональной близости, — уточняет Юлия Батлук. — Такие люди очень уязвимы, так как неудача в бизнесе превращается в глобальную жизненную неудачу и им больше не на что опереться в своем мире". По мнению Юлии, проблема российского общества еще и в том, что отношение общества к людям дела колеблется от нейтрального к негативному.

Шок разоблачения

"Почему некоторые не выдерживают давления? — задается вопросом Кристьян Бурьон, профессор бизнес–школы ICN и главный редактор международного журнала психологии и управления организационным поведением Revue Internationale de psychosociologie et degestion des comportements organisationnels. — У меня на это три ответа. Первый: чем больше индивидуум верил в проект, чем больше сил и энергии в него вкладывал, чем сильнее созданное им собственное представление о вещах, тем больше разрыв между внутренним и внешним мирами, тем больше риск самоубийства. Второй: чем слабее индивидуум и чем больше он преуспел и достиг высоких результатов, тем больше риск самоубийства. А также: чем больше в полученном успехе лжи, и при этом индивидуум лжет самому себе так, что в конце концов начинает в это верить, тем сильнее будет шок разоблачения".

В условиях неопределенности

"Люди тяжело переживают высокий уровень неопределенности грядущих событий. Ведь все время своей жизни человек вкладывается и морально, и материально в определенность. В условиях продолжительной высокой неопределенности способны жить очень немногие. Однако есть психологические практики, которые помогают разрабатывать этот навык", — говорит Наталия Боровикова. "В сложной ситуации стоит помнить о том, что любой кризис — это путь к росту, — добавляет Юлия Батлук. — Невозможно стать взрослым и состоявшимся человеком, не проходя через кризисы и не переживая потерь. Весь вопрос в том, насколько вы способны учиться на этих жизненных уроках". Конечно, все эксперты уверены, что решающую роль в сложной ситуации играет либо окружение человека, либо уровень грамотности специалиста, к которому он обратился.
"И то, что казалось для опустошенного, "выгоревшего" человека тупиком, может оказаться началом возрождения, — замечает Светлана Барыбина. — Как говорил переживший ужас четырех нацистских лагерей психолог Виктор Франкл, который занимался предотвращением самоубийств в нечеловеческих условиях: "В каждом случае мужество жить или усталость от жизни зависела исключительно от того, обладал ли человек верой в смысл жизни".
Обрести смысл своей дальнейшей деятельности, необходимости бороться, продолжать действовать — единственно возможный путь для возрождения, уверена Светлана. "Сверхцелью может быть не накопление прибыли, а ее использование для развития, созидания, улучшения, — говорит она. — Поэтому вероятность найти суицидально настроенную личность среди верующих бизнесменов ничтожно мала — эти люди знают, зачем жить. Кроме того, они имеют возможность разделить свои сомнения со своим духовником, который обычно выполняет задачи опытного психолога".