Чем чище город, тем меньше работы

Автор фото: Global Look Press

Рынок автомобильных моек развивается медленнее, чем ожидали его участники. Новые форматы не находят широкого распространения.

По разным оценкам, в Петербурге действует около 600 автомоек: в их число входят автоматизированные мойки (около 10–15% рынка), ручные (около 80%) и мойки самообслуживания (3% рынка). Годовой оборот рынка оценивается в 4 млрд рублей.

В сеть не вышли

Еще в кризисный 2008 год эксперты наперебой говорили о неизбежной эволюции рынка автомоек: места множества одиночных разномастных моек должны были, по их мнению, занять крупные сети с единым стандартом предоставления услуг. Однако не сбылось. Сегодня этот рынок остается уделом не крупных компаний, а отдельных предпринимателей, отмечает Александр Батушанский, генеральный директор консалтинговой компании "Решение".
"Сегодня не наблюдается даже у лидеров этого рынка никакого роста, компании, наоборот, снижают количество точек в сетях, а автозаправки постепенно уходят от этого вида бизнеса, предпочитая сдавать площади в аренду", — рассказывает Петр Носовский, генеральный директор ООО "Аквариус" (продажа мобильных автомоек).
До сих пор не реализован проект американских инвесторов, планировавших построить сеть из 25 моек под брендом Super Express. Даже признанные городские сетевые лидеры, осуществляющие бесконтактную ручную мойку, — компании "Юнион" (22 автомойки) и "Аларм Санкт-Петербург" (16 автомоек) — со времени кризиса не строят новых объектов и даже уменьшили их количество. "Закрытие некоторых моек — это часть общей поэтапной программы оптимизации. Сейчас мы активно рассматриваем варианты расширения сети", — отвечает Михаил Беляев, руководитель отдела маркетинга и продаж ООО "Аларм Санкт-Петербург".
Развитие передового формата — автоматических моек — также буксует. "Рынок автоматических моек как был в зачаточном состоянии 2 года назад, таким и остался, — говорит Александр Фишер, технический директор ГК "Три–Е". — Отсутствие роста интереса инвесторов связано с дешевой рабочей силой, что дает хоть какое–то развитие рынку ручной мойки. Также последствия кризиса, когда сети пересмотрели свои инвестиционные планы, до сих пор дают о себе знать". Эксперты винят в ситуации низкий уровень прибыльности при значительных инвестициях в организацию объекта, что усугубляется общеэкономической ситуацией в стране.
Современный покупатель оборудования для автоматических моек — клиент — одиночка, желающий попробовать этот вид бизнеса, который тут же должен столкнуться со стандартным набором сложностей. В компаниях по продаже моечного оборудования отмечают, что после кризиса продажи оборудования упали в 2–3 раза и остаются на том же уровне до сих пор, по 5–15 машин в год.

Где найти участок

Обустройство стационарной автоматической мойки может достигать десятков миллионов рублей. "Только согласование электромощностей для тоннельной автомойки может потребовать нескольких миллионов рублей, а нужно приобрести еще оборудование, построить здание, провести коммуникации", — отмечает Лев Карпович, начальник отдела маркетинга компании "Петроматик".
Основная проблема заключена в затрудненной процедуре получения участков и проведения согласований на уровне районов, подключений к сетям. "Чаще всего можно найти участки с 3–годичной арендой, но капитально строить на таких условиях просто никто не будет. К тому же ставки по аренде далеко не самые выгодные", — отмечает Лев Карпович.
Сегодня средняя стоимость щеточного автоматического оборудования мойки составляет около 75 тыс. евро, бесконтактного автомата — около 100–110 тыс. евро. Пуск–наладка оборудования может обойтись еще в 200–300 тыс. рублей, рассказывает Александр Фишер.
Проблему с участками ООО "Аквариус" предлагает решить за счет установки автономных моек на базе грузовиков. Однопостовая мойка может полностью обойтись в 1 млн рублей. В городе, по словам Петра Носовского, компания установила уже 100 таких моек.

Мойка для самостоятельных

Очевидный рост наблюдается в сегменте моек самообслуживания (развивается с прошлого года), где оператором оборудования выступает сам хозяин машины. Из наиболее известных сегодня — мойка H2O на Пулковском шоссе ("БКФ Сервис"), а также "Мыльница" на Звездной ул. (ООО "Европейские мойки самообслуживания"). Татьяна Ракус, генеральный директор компании "БКФ Сервис" (дистрибьютор по России BKF CARWASH), отмечает, что компания с 2010 года продала техники на 11 автомоек, которые уже запущены в эксплуатацию, еще две мойки в городе находятся в процессе строительства.
Обустройство мойки самообслуживания в несколько раз дешевле моек других типов. Мойка на шесть постов может обойтись в 250 тыс. евро (140 тыс. евро — стоимость оборудования), в то время как тоннельная мойка — в 1 млн евро. Средний срок окупаемости этого бизнеса — около года, говорят эксперты. Средний чек — около 150 рублей.
Дальнейший рост рынка моек самообслуживания не вызывает у экспертов сомнений за счет его бюджетности и эффекта новизны.
"Преимуществом таких моек является отсутствие претензий по качеству — клиент моет сам свой автомобиль и, соответственно, несет ответственность за качество сам. Очень удобно для владельцев автомойки", — считает Людмила Ерёменкова, руководитель отдела продаж моечного оборудования ГК "Три–Е".

Что ждет впереди

Перспективы же остального рынка вызывают споры.
"Несмотря на первоначальные сложности, автомоечный бизнес на основе современного автоматического оборудования является одним из самых перспективных и высоко рентабельных на рынке услуг, так как срок окупаемости подобного проекта не превышает 3,5–4 года", — не теряет надежды Лев Карпович. Эксперт считает, что в будущем рынок будет развиваться в сторону строительства крупных автомоечных комплексов, где можно будет и машину помыть, и провести время ожидания с удобствами тут же в кафе.
Однако Петр Носовский видит ситуацию в ином свете. "В год однопостовая мойка может дать максимально 720 тыс. рублей чистой прибыли, поэтому об окупаемости многомиллионных вложений в капитальные мойки не идет речи. Это мелкий, даже семейный бизнес, требующий личного участия. Спрос на этот вид услуг не увеличивается, сам город становится чище, а значит, и автомобиль требует мойки не так часто. В среднем редко кто моет автомобиль более 2 раз в месяц, а в день однопостовая мойка в среднем обслуживает 12 автомобилей, хотя несколько лет назад этот показатель был на уровне 20", — отмечает Петр Носовский.
В свою очередь в "Аларм Санкт-Петербург" говорят о том, что запрос клиентов по качеству и количеству услуг пока может удовлетворить только мойка с использованием аппаратов высокого давления, где за весь процесс отвечает персонал. "Автоматические негуманно относятся к лакокрасочному покрытию автомобиля и в силу климатических условий и используемых в Петербурге дорожных реагентов не справляются с загрязнениями зимой. Мойки самообслуживания нашли своих клиентов, но далеко не каждый готов мыть свой автомобиль в чистой одежде. Кроме того, мойкой кузова процесс обслуживания автомобиля не ограничивается. Так что пока реальных конкурентов у ручных бесконтактных моек нет", — считает Михаил Беляев.